Программа развития инклюзивной образовательной среды

Рассмотрено и принято на

Утверждаю

заседании педагогического совета

Заведующий

Протокол № __1_ от

МБДОУ детским садом № 10

«_25__» августа 2020 г.

/__ _______ / Кастрюлина Е.Б.
Приказ № 105 од
«_25_» августа 2020 г.

Программа
развития инклюзивной образовательной среды
Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения детского сада № 10

г.Донецк
2020 год

Пояснительная записка
Инклюзивное

образование

сегодня

считается

одним

из

приоритетов

государственной образовательной политики в нашей стране. Более двух
миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья насчитывается в
Российской Федерации. Инклюзивное образование даёт возможность им учиться
и развиваться в среде обычных дошкольников. При этом детям предоставляются
равные условия для того, чтобы включиться в воспитательно-образовательный
процесс. В МБДОУ детском саду № 10 на протяжении трех лет был реализован
Областной инновационный проект «Равные стартовые возможности всем детям
России», который завершился в августе 2020 года, программа развития
инклюзивной образовательной среды является продолжением проекта.
Цель

Программы

развития

инклюзивной

образовательной

среды

совершенствование эффективной модели инклюзивного образования детей
дошкольного возраста в условиях ДОУ, которая будет учитывать особенности
детей с ОВЗ, обеспечит родителей необходимой консультативной поддержкой, а
также будет способствовать подготовке общества к принятию человека с
ограниченными возможностями.
Задачи Программы:
- Совершенствовать модель формирования компетентностей инклюзивного
образования для гибкого и адресного повышения профессионального уровня
управленческого и педагогического состава образовательной организации;
- Совершенствовать условия, которые необходимы для обеспечения всем детям
доступного и качественного образования.
-

Пополнять

нормативно–правовую

базу

по

проблеме

инклюзивного

образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Обеспечить профессиональную подготовку педагогических кадров в работе с
детьми с ограниченными возможностями здоровья в рамках инклюзивного
образования.

- Совершенствовать механизмы, обеспечивающие психолого-педагогическое и
социальное сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья и
его родителей (законных представителей).
- Распространять опыт в сфере реализации инклюзивной практики в рамках
работы ММРЦ и городских методических объединениях;

Основная идея Программы:
Одной из важных проблем образования сегодня является развитие новых
подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Таким подходом может
стать развитие инклюзивной модели образования, которая обеспечит возможность
получения качественного образования детям с разными возможностями.
Срок реализации программы: 2020 г., – 2023 г.
Планируемые результаты


внесены изменения в действующие и разработаны новые нормативно–

правовые документы ДОУ с учетом реализации инклюзивного образования:
договора с родителями, положения, должностные инструкции и другие локальные
акты учреждения;


разработана система организации различных видов деятельности детей с

учетом специфики нарушений (коррекционно-развивающих занятий, режимных
моментов, культурно-оздоровительных мероприятий и др.)


созданы условия для изучения особенностей контингента воспитанников

и их родителей;


адаптированы диагностические карты обследования детей с учетом

специфики нарушений;


реализуются

адаптированные

образовательные

программы

индивидуальные адаптированные программы детей с ОВЗ;


реализуются программы дополнительного образования в ДОУ;

и



отобраны и апробированы различные технологии в работе с детьми с

ООП в условиях реализации инклюзивного образования;


систематизированы и апробированы различные формы, методы и приемы

работы с родителями;


создана и реализуется модель построения развивающей предметно-

пространственной среды в рамках инклюзивного образования.
1.Теоретические основы формирования инклюзивной культуры в ДОУ
1.1 Научное обоснование Программы
Инклюзия – это одна из последних стратегий специального образования.
Понятие инклюзия (фр.inclusif-включаюший в себя, лат. include-включать, иметь в
своем составе, англ. inclusion-включение) означает процесс включения объекта в
некую целостность. Следовательно, термин «инклюзия в образовании» означает
включенность, то есть доступность образования для всех в части приспособления
образовательных условий к различным нуждам всех детей, в том числе и детей с
особыми потребностями. Инклюзия обеспечивает полное вовлечение ребенка с
особенностями развития в жизнь образовательного учреждения. Смысл инклюзии
– не просто поместить ребенка в обычную группу на часть дня, или целый день, и
таким образом изменить организацию пространства учреждения и воспитательнообразовательный процесс, а полностью вовлечь особого ребенка в социум (С.В.
Алехина, 2011)
В современной образовательной политике США и Европы получили развитие
несколько подходов к понятию «инклюзия», в том числе:
- расширение доступа к образованию (widening participation);
- мэйнстриминг - главное направление (англ. mainstreaming: main-главный,
основной; stream-поток, струя, направление);
- интеграция, инклюзия, то есть включение (inclusion).
Понятие «включенное образование» не соответствует русским традициям. В
самом широком и прямом смысле он означает реализацию подхода «образование
для всех». Многие из нас знают из истории о том, что в советской школе был
принят и достаточно серьёзно выполнялся политико-идеологический принцип

«всеобуча», который обеспечивался всеобщим бесплатным и обязательным
образованием. Этот «всеобуч» сегодня можно назвать прообразом образования
для

всех

(ОВД)

(Д.

Митчелл).

Сегодня

словосочетание

«инклюзивное

образование» укоренилось в России как наиболее подходящее для русского
варианта понятие.
Кроме того необходимо вспомнить, что

идея инклюзивного обучения в

системе педагогического образования органично соединяющей специальное и
общее образование с целью создания условий для преодоления у детей
социальных последствий генетических, биологических дефектов развития
(«социальных вывихов») принадлежит Льву Семеновичу Выготскому. Именно он,
одним из первых, обосновал необходимость такого подхода для успешной
практики социальной компенсации имеющегося у ребенка физического дефекта.
В специальной литературе встречаются многочисленные

формулировки

термина «инклюзия», представим только несколько вариантов:
- инклюзия – это процесс признания и реагирования на разнообразие
потребностей всех учащихся;
- инклюзия – это процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме,
и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии;
- инклюзия – это принадлежность к сообществу (группе друзей, школе, тому
месту, где живем);
- инклюзия – это возможность для всех учащихся в полном объеме участвовать
в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной
жизни.
Специалисты ЮНЕСКО дали более универсальное определение инклюзии как
целостного феномена, предполагающего равный доступ к качественному
образованию всех детей без исключения. Такой подход, на наш взгляд, опирается
на гуманизм, развитие

интеллекта

и творческих способностей, балансе

интеллектуальных, этнических, эмоциональных и физиологических компонентов
личности.

В

частности

заместитель

генерального

директора

ЮНЕСКО,

возглавляющий сектор образования, Цян Танг, определил, что «качество
инклюзии – это не только обеспечение доступа, но и обеспечение успеха каждого

человека в образовательном процессе с раннего детства до взрослой жизни при
качественном образовании и твердом фундаменте для дальнейшего образования.
В новом «Законе об образовании Российской Федерации» даётся чёткое
определение, чего не было ранее, а именно: «Инклюзивное образование –
обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом
разнообразия

особых

образовательных

потребностей

и

индивидуальных

возможностей» [8, ФЗ-273, ст. 2, п. 27].
Таким образом, инклюзивное образование – это предоставление детям с ОВЗ
равных прав на воспитание и образование по типу «включения» их в условиях
ДОО.
1.2. Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования
Гарантии права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение
образования

закреплены

в

Конституции

Российской

Федерации,

Законе

Российской Федерации «Об образовании», Федеральном государственном
образовательном стандарте дошкольного образования и других законодательных
актах Российской Федерации.
В статье 5 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»
от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ говорится, что в целях реализации права каждого
человека

на

необходимые

образование
условия

для

органами

местного

получения

без

самоуправления

дискриминации

создаются

качественного

образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции
нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной
помощи на основе специальных педагогических подходов, в том числе
посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными
возможностями здоровья.
Указ Президента РФ от 01.06 2012 № 761 «О национальной стратегии
действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» показывает, что в настоящее
время особое внимание требуется уделить уязвимым категориям детей, в том
числе детям с ограниченными возможностями здоровья. Для них необходимо
разрабатывать и внедрять формы работы, которые позволяют преодолевать
«социальную исключенность» и способствующие реабилитации и полноценной

интеграции их в общество, а так же проводить работу по устранению различных
барьеров

в

рамках

реализации

государственной

программы

Российской

Федерации «Доступная среда».
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного
образования от 17.10.2013 г. N 1155 говорится о том, что образовательное
учреждение должно обеспечить равные возможности для полноценного развития
каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства,
пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других
особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).
«Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на
период до 2020 г.» – Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. №
1662-р указывает на необходимость повышения гибкости и многообразия форм
предоставления

услуг

системы

дошкольного

образования,

обеспечивает

поддержку и более полное использование образовательного потенциала семей и
определяет

стратегической

образования

повышение

соответствующего

целью

государственной

доступности

требованиям

политики

качественного

инновационного

в

области

образования,

развития

экономики,

современным потребностям общества и каждого гражданина.
Для реализации данной Концепции предполагается решение ряда задач,
регулирующих вопросы организации инклюзивных процессов в образовании, в
том числе:
–

модернизация

институтов

системы

образования

как

инструментов

социального развития, в том числе:
- создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие
детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального
положения;
- создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного
образования

и

успешную

социализацию

для

лиц

с

ограниченными

возможностями здоровья.
Концепция, среди прочих, установила следующие целевые ориентиры развития
системы образования к 2020 г.:

– обеспечение каждому ребенку возможности до поступления в первый класс
освоить программу дошкольного образования и полноценно общаться на языке
обучения;
– расширение возможностей обучения детей с ограниченными возможностями
здоровья в неспециализированных образовательных учреждениях.
Результатом активности педагогической общественности России и инициатив
родительских организаций стала «Концепция включения лиц с ограниченными
возможностями здоровья разных категорий в образовательное пространство
образовательных

учреждений

Минобразования

РФ

от

общего
16.04.2001

типа»,
№

отраженная

29/1524-6

«О

в

Письме

концепции

интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья
(со специальными образовательными потребностями)».
Концепция включения лиц с ограниченными возможностями здоровья разных
категорий в образовательное пространство образовательных учреждений общего
типа – дошкольных учреждений, школ, средних специальных и высших учебных
заведений – декларировала следующие положения.
1. Каждый человек, независимо от состояния здоровья, наличия физического
или умственного недостатка, имеет право на получение образования, качество
которого не отличается от качества образования, получаемого здоровыми
людьми.
2. Реализация идеи интеграции как одной из ведущих тенденций современного
этапа

в

развитии

отечественной

системы

специального

образования

(коррекционной помощи, абилитации и реабилитации и др.) не означает ни в коей
мере необходимости свертывания системы дифференцированного обучения
разных категорий детей. Эффективная интеграция возможна лишь в условиях
постоянного совершенствования систем массового и специального образования.
3. В раннем и дошкольном возрасте по желанию родителей осуществляется
включение детей с умственными и физическими недостатками в дошкольные
образовательные учреждения общего типа по месту жительства. До включения
каждого ребенка в учреждение специалисты проводят подготовительную работу с
педагогическим коллективом и родителями здоровых детей.

4. Форма и степень участия специалиста в поддержке определяется в каждом
отдельном случае исходя из особенностей нарушения и личности ребенка.
5. Роль родителей в процессе (ре)абилитации качественно изменяется: они
включаются в жизнь детского коллектива, коллектива педагогов и родителей и
приобретают возможность получать более полную информацию о своем ребенке
и участвовать в принятии решения о выборе оптимальной модели интеграции.
Родителям следует предоставлять право присутствовать на всех групповых
занятиях воспитателей и на индивидуальных занятиях специалистов.
6. Одним из путей налаживания качественно нового взаимодействия между
специальным

и

принципиально

массовым
новых

образованием

образовательных

является

создание

учреждений

и

–

развитие

учреждений

комбинированного типа, включающих в себя дошкольные группы как для
нормально развивающихся детей, так и для детей с определенным нарушением
развития. Именно в этих учреждениях могут быть созданы наиболее адекватные
условия для проведения целенаправленной работы по интеграции каждого
ребенка в социокультурную среду, независимо от степени отклонения, на основе
реализации различных моделей (полная, частичная, постоянная и временная
интеграция, смешанные группы и др.).
7. Все нуждающиеся дети обеспечиваются современным оборудованием и
техническими

средствами

образовательных

для

учреждениях:

обучения

в

инвалидными

дошкольных
колясками,

и

школьных
специально

оборудованными местами для детей с нарушениями опорно-двигательного
аппарата, устройствами для чтения, необходимыми слабовидящим детям,
современными средствами звукоусиления (в том числе цифровыми аппаратами) и
радиосистемами (радиоаппаратурой) для детей с нарушением слуха и т. д.
Образовательные учреждения должны быть оборудованы пандусами и/или
лифтами.
8. Все дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья
школьного возраста имеют право на обучение в общеобразовательных школах по
месту жительства. При этом, как правило, в более благоприятных условиях

оказываются те дети, которые переходят в школу вместе со своими сверстниками
из детского сада.
9. Каждому ребенку должно быть предоставлено право развиваться в своем
персональном темпе. В зависимости от степени выраженности умственной или
физической

недостаточности

дети

с

особыми

потребностями

получают

образование в полном или неполном объеме программы общеобразовательной
школы.
10. Все дети с ограниченными возможностями здоровья должны получать
дополнительную помощь на индивидуальных занятиях со специалистами в
соответствии с их проблемами. Часть детей с особыми потребностями пользуется
поддержкой специалиста на уроках.
11. Родители принимают активное участие в процессе (ре)абилитации детей.
Они имеют право присутствовать на всех уроках и на индивидуальных занятиях
специалистов; принимают участие в подготовке и проведении всех внеклассных и
внешкольных мероприятий».
В Письме Минобразования РФ от 16 января 2002 г. № 03-51-5ин/23-03 «Об
интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в
дошкольных образовательных учреждениях» особое внимание уделяется
интеграции детей раннего возраста, способствующей достижению ребенком с
отклонениями равного или близкого возрастной норме уровня общего и речевого
развития и позволяет ему на более раннем этапе своего развития влиться в среду
нормально развивающихся сверстников.
В системе дошкольного образования России эта форма обучения и воспитания
детей с отклонениями в развитии должна учитывать современные российские
социально-экономические
образования.

Одной

комбинированного

из

вида

условия
таких

и

особенности

форм

смешанных

является

групп,

в

отечественной
организация
которых

системы
в

ДОО

одновременно

воспитываются и обучаются нормально развивающиеся дети и дети с
определенными отклонениями развития (по профилю функционирующих в
учреждении групп компенсирующего вида). Смешанные группы финансируются

по

нормативам,

соответствующим

нормативам

финансирования

групп

компенсирующего вида.
В приказе Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N
1014

«Об

утверждении

образовательной

Порядка

деятельности

по

организации
основным

и

осуществления

общеобразовательным

программам - образовательным программам дошкольного образования»
говорится о том, что в ДОО группы могут иметь общеразвивающую,
компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность.
В группах комбинированной направленности осуществляется совместное
образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в
соответствии

с

образовательной

программой

дошкольного

образования,

адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей,
обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Инклюзивное образование строится на следующих принципах:
Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и
средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных
потребностей каждого из детей группы. Индивидуальные программы развития
ребенка построены на диагностике функционального состояния ребенка и
предполагают выработку индивидуальной стратегии развития конкретного
ребенка. Индивидуальный подход предполагает не только внешнее внимание к
нуждам ребенка, но предоставляет самому ребенку возможности реализовывать
свою индивидуальность.
Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка.

Важным

условием успешности инклюзивного образования является обеспечение условий
для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает
задачу формирования социально активной личности. Личности, которая является
субъектом своего развития и социально значимой деятельности. Когда активность
находится целиком на стороне взрослых, которые заботятся о ребенке, считая, что
его

особенности

не

позволяют

ему

реализовывать

свои

возможности,

формируется «выученная беспомощность», феномен, когда ребенок ожидает
внешней инициативы, сам оставаясь пассивным. То же может произойти с
родителями детей с ОВЗ. Родители могут ожидать помощи или активно
добиваться льгот от государства, игнорируя собственные возможности для
участия в социальной жизни.
Принцип активного включения в образовательный процесс всех его
участников предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга
с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе.
Инклюзия – это активное включение детей, родителей и специалистов в области
образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение
общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного
сообщества как модели реального социума.
Принцип междисциплинарного подхода. Разнообразие индивидуальных
характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к
определению и разработке методов и средств воспитания и обучения.
Специалисты (воспитатель, логопед, социальный педагог, психолог, дефектолог,
при участии старшего воспитателя), работающие в группе, регулярно проводят
диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план
действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом.
Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания.
Включение в инклюзивную группу детей, с различными особенностями в
развитии,

предполагает

наличие

вариативной

развивающей

среды.

Т.е.

необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, без
барьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания, а
также способность использования педагогом разнообразных методов и средств
работы, как по общей, так и специальной педагогики.
Принцип партнерского взаимодействия с семьей. Усилия педагогов будут
эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и
соответствуют

потребностям

семьи.

Задача

специалиста

–

установить

доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка,
внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и

нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях,
направленных на поддержку ребенка.
Принцип динамического развития образовательной модели детского сада.
Модель

детского

сада

может

изменяться,

включая

новые

структурные

подразделения, специалистов, развивающие методы и средства.
образование для большинства детей и повышают эффективность и, в конечном
счете, рентабельность системы образования.
2.Стратегия и механизмы внедрения Инклюзивного образования в ДОУ.
2.1. Условия реализации программы
Для эффективной реализации инклюзивной формы образования необходимо
выполнение следующих условий:
Кадровые.
1. Организация работы ПП консилиума.

2. Создание творческих педагогических групп по отдельным направлениям
работы.
3. Методологическая и теоретическая подготовка по проблеме инклюзивного
образования.
4. Координация

и

взаимодействие

специалистов,

повышение

профессиональной компетентности.
5. Обеспечение индивидуального педагогического подхода.
6. Совершенствование модели инклюзивного образования.
7. Сотрудничество с ПМПК.
Материально-технические.
1.

Реализация

психолого

–

индивидуальных адаптированных программ,
педагогического

образовательной среды.

сопровождения,

программ

совершенствование

2. Пополнение кабинетов узких специалистов специальным оборудованием,
методическими пособиями.
3. Оснащение предметно-развивающей среды ДОУ, приведение в соответствие
с требованиями программы.
4. Оснащение коррекционно – развивающего центра «Хрусталики - добра»
современным оборудованием.
5. Разработка и реализация авторских программ специалистов.
Организационные.
1. Разработка документации по основным направлениям работы (локальные
акты, программы и т.д.)
2. Создание условий реализации программ.
3. Проведение занятий в рамках клуба для родителей «Шаг навстречу».
5. Социальное партнерство со специализированными учреждениями.
Нормативно-правовые.
1.

Обеспечение

ДОУ

федеральными,

региональными,

локальными

документами.
Информационные.
1)

Обеспечение

ДОУ

научно-методической

литературой,

программами

дошкольного образования, программами воспитания и обучения детей с ОВЗ.
2) Распространение имеющегося педагогического опыта.
3) Создание банка данных о педагогическом опыте, творческих и методических
разработках и результатах в области раннего вмешательства специалистами;

обеспечение специалистов и родителей информацией об уже имеющихся опытах
работы по данному вопросу, положительных и отрицательных последствиях.
Научно – педагогическая деятельность.
1. Диссеминация опыта по работе с детьми с ОВЗ в рамках ММРЦ.
2. Организация работы городских методических объединений.
3. Публикация авторских разработок.
4. Выступление на научно-практических конференциях, семинарах.
5. Формирование инклюзивной культуры.
6. Организация работы клуба для родителей «Шаг навстречу», внедрение новых
форм и методов работы.
7. Организация родительских встреч по программе «Ранняя пташка».
8. Привлечение новых социальных партнёров .
Инклюзивное образование – это долгосрочная стратегия, берущая старт
сегодня и представляющая собой построение такой образовательной среды,
которая позволит каждому ребенку, включая детей, имеющих серьезные
отклонения в психофизическом, эмоциональном, социальном и других аспектах
развития, обучаться совместно в общеобразовательном учреждении, но на уровне
своих возможностей.
2.2. Организационные и содержательные технологии, обеспечивающие
максимальную

эффективность

образования

и

воспитания

детей,

в

соответствии с их особенностями и возможностями в условиях единой
образовательной среды

-

Коррекционно

–

развивающие

технологии

(система

альтернативной

коммуникации PECS, визуальное расписание, метод сенсорной интеграции,
сказкотерапия, логоритмика, криотерапия и др.);
- Технология моделирования командного взаимодействия специалистов в
инклюзивном пространстве (взаимодействие с социальными партнерами);
- Технологии организации предметно-развивающей среды в инклюзивном
ДОУ;
-Технология психолого-педагогического сопровождения семьи особого ребенка
в ДОУ;
-Здоровьесберегающие

технологии

(песочная

терапия,

музыкотерапия,

ритмопластика, психогимнастика и др.);
-Игровые

технологии

(дидактические

игры,

ниткография

«Шерстяная

акварель», театрализованная деятельность, арт – терапия на прозрачном
мольберте и др.);
-Технологии работы с различными участниками образовательного процесса
(тьюторское сопровождение).
3. Перспективы развития инклюзивного образования
В настоящее время МБДОУ детский сад № 10 продолжает работу по
интеграции детей с ограниченными возможностями в образовательную среду.
Получение образования детьми с ограничениями здоровья и детьми-инвалидами
является одним из основных условий их успешной социализации, обеспечения их
полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации. Сегодня
мы можем сказать, что такая работа приносит результаты. Наши дети с тяжелыми
диагнозами заканчивают общеобразовательные учреждения.
Мы сегодня видим свою задачу в том, чтобы собрать в ДОУ не только
теоретическую и методическую основу для реализации задач социальной
интеграции с ОВЗ и детей-инвалидов, но и практический опыт. Путь этот не

быстрый и трудный. Осуществлять такую работу необходимо поэтапно,
индивидуально подходя к каждому ребенку, к каждой семье.
Развитие инклюзивной образовательной среды в ДОУ позволит не только более
глубоко изучить индивидуальные особенности «особого» ребенка и его
ближайшего окружения, не только определить реабилитационный потенциал и
возможности социального развития, но и определить наиболее подходящее
коррекционное воздействие с определением образовательной траектории.
Именно такой подход поможет нашим детям с ограниченными возможностями
здоровья и детям-инвалидам реализовать весь свой потенциал для восстановления
функций, нарушенных заболеванием.
Мы уверены, что каждодневная забота о детях, понимание и тепло по
отношению к ребенку и его семье, способны творить чудеса.
Ребенок-инвалид и наше общество пока только учатся жить вместе. На этом
пути мы – взрослые, родители и специалисты, становимся спокойнее, мудрее и
добрее.
Принимая такого ребенка, общество подтверждает: дети с ограниченными
возможностями здоровья имеют равные права с другими детьми!
3.1. Сроки и этапы реализации программы:
Программа реализуется в течение 3 лет с 2020 по 2023 года.
1 этап – Диагностический.
Задачи этапа:
Мониторинг качества инклюзивной образовательной среды в ДОУ
Ожидаемый результат:
1.

Выделение

эффективных

механизмов

формирования

инклюзивной

компетентности педагогов ДО.
2 этап – Деятельностный.
Задачи этапа:
1.

Разработка карты РППС групп по нарушениям развития детей с ОВЗ.

2.

Помощь в организации деятельности в инклюзивной группе ДОУ.

3.

Повышение профессиональной компетентности педагогов в области

инклюзивного образования.

4.

Разработка единой формы индивидуального образовательного маршрута

детей с ОВЗ.
Ожидаемый результат:
1.

Карты РППС по нарушениям развития детей с ОВЗ.

2.

Методические

рекомендации

по

организации

деятельности

в

инклюзивной группе.
3.

Программа повышения педагогической компетентности в области

инклюзивного образования.
3 этап – Аналитический.
Задачи этапа:
1.

Подготовка методических материалов к изданию.

2.

Обмен опытом ДОУ в рамках реализации инклюзивного образования.

Ожидаемый результат:
1.

Методическое пособие для педагогов.

2.

Удовлетворенность

участников программы (менее 90% от числа

участников).
План мероприятий
№

Мероприятия

Исполнители

Сроки

1.

Внесение изменений в устав и локальные акты
ДОУ

Администрация

май 2020 г.

2.

Внесение изменений в штатное расписание ДОУ

Администрация

Май 2020 г.

3.

Создание базы данных детей с ОВЗ

Старший
воспитатель

Май 2020 г.

4.

Разработка перспективного плана повышения
квалификации педагогов

Старший
воспитатель

Август 2020 г.

5.

Включение в образовательный процесс ИКТ

Администрация,
Август 2020 г.
старший воспитатель

6.

Составление индивидуальных учебных планов и
маршрутов развития детей ОВЗ

Старший
2020 -2023
воспитатель,
учебные годы г.
педагог-психолог,
учитель-логопед,
учитель - дефектолог

7.

Организация работы коррекционно –
развивающего центра «Хрусталики добра»

Администрация,
2020 -2023
старший
учебные годы г.
воспитатель,
педагог-психолог,
учитель-логопед,
учитель - дефектолог

8.

Организация повышения квалификации педагогов
по вопросам инклюзивного образования

Администрация,
2020 -2023
старший воспитатель учебные годы г.

9.

Организация и проведения педагогических
советов, Совета инклюзивных преподавателей,
мастер-классов по вопросам инклюзивного
образования

Администрация,
2020 -2023
педагоги, педагогучебные годы г.
психолог, учительлогопед, старший
воспитатель, учитель
- дефектолог

10.

Изучение и обобщение опыта работы воспитателей
по системе инклюзивного образования

11.

Проведение заседаний методических советов по
вопросам организации и реализации инклюзивного
образования в ДОУ
Организация дополнительного образования с детей
ОВЗ

Администрация,
2020 -2023
старший воспитатель учебные годы г.
Администрация,
заместитель
заведующего по
дополнительному
образованию

2020 -2023
учебные годы г.

Расширение материально-технической базы ДОУ
для реализации программы инклюзивного
образования
Организация участия педагогов и родителей в
мероприятиях в рамках программы инклюзивного
образования

Администрация

2020 -2023
учебные годы г.

Администрация,
старший воспитатель,
педагоги,
специалисты
Администрация,
старший воспитатель,
специалисты
Администрация,
старший воспитатель,
педагоги,
специалисты
Администрация,
старший воспитатель

2020 -2023
учебные годы г.

12.

13.

14.

15.

16.

17.
18.
19.

Администрация,
педагогический
состав

Проведение родительских собраний по вопросам
охраны здоровья, правового просвещения в области
инклюзивного образования
Организация работы психолого -педагогического
консилиума (ППк) для выявления особенностей детей
с ОВЗ и оказания индивидуальной консультативной
помощи детям и их родителям
Мониторинг (повторный) эффективности
Программы
Учитель - дефектолог
Организация работы клуба для родителей «Шаг
навстречу»
Тренеры программы
Организация работы родительских встреч по
программе «Ранняя пташка»

3.2. Мониторинг как средство управления образованием

2020 -2023
учебные годы г.

2020 -2023
учебные годы г.
2020 -2023
учебные годы г.
Май 2023 г.
2020 -2023
учебные годы г
2020 -2023
учебные годы г

Образовательная среда – это система влияний и условий формирования
личности; совокупность возможностей для ее развития, содержащихся в
социальном и пространственно-предметном окружении (В. А. Ясвин).
Структуру образовательной среды представляют:
– пространственно-предметный компонент (архитектурно-пространственная
организация жизнедеятельности субъектов);
– содержательно-методический компонент (концепции обучения и воспитания,
образовательные программы, формы и технологии организации обучения и
воспитания);
–

коммуникативно-организационный

компонент

(особенности

субъектов

образовательной среды, психологический климат в коллективе, особенности
управления).
Инклюзивная образовательная среда, подразумевает разрешение проблемы
образования детей с ограниченными возможностями за счет адаптации
образовательного пространства к потребностям каждого ребенка, включая
преобразование

образовательного

процесса,

методическую

гибкость

и

вариативность, положительный психологический климат, перепланирование
учебных помещений так, чтобы они соответствовали нуждам всех без исключения
детей и гарантировали полное участие детей в образовательном процессе.
Для того, чтобы среда соответствовала образовательным потребностям всех
детей – необходимо было продумать структуру её организации. Изучив работы
Е.А. Климова, В.А. Ясвина, С.В. Тарасова, в которых предложены составляющие
образовательной среды учреждения, мы выделили структуру инклюзивной
образовательной среды, как пространства социализации детей с различными
потребностями и особенностями, включающую в себя пространственнопредметный, содержательно-методический и коммуникативно-организационный
компоненты:
-

пространственно-предметный

возможности

образовательной

архитектурно-пространственная

компонент

организации:
организация,

(материально-технические
доступная

обеспеченность

(безбарьерная)
современными

средствами и системами, соответствующими образовательным потребностям
детей);
-

содержательно-методический

компонент

(индивидуализация

образовательных маршрутов, адаптированные образовательные программы,
вариативность и гибкость учебно-воспитательных методик, форм и средств);
-

коммуникативно-организационный

компонент

(личностная

и

профессиональная готовность воспитателей к работе в инклюзивной среде,
активное взаимодействие и совместная работа по проблем инклюзивного
образования, открытое взаимодействие педагогического коллектива с другими
субъектами инклюзивного образовательного процесса).
Для подведения итогов мониторинга нами были выделены основные
показатели, с помощью которых можно проанализировать уровень соответствия
инклюзивной образовательной среды необходимым требованиям для обучения
детей с ОВЗ
Модель мониторинга качества образования в инклюзивной
образовательной среде
Компоненты инклюзивной образовательной
среды

Предметнопространственный

Психодидактический
Социальный
Критерии

Материальнотехническое оснащение
Организационное
обеспечение

Критерии

Кадровое обеспечение
Взаимодействие с
родителями
Взаимодействие с
внешними организациями

Показатели

Программнометодическое обеспечение
Организационнопедагогическое обеспечение

1.Организационное
обеспечение

1.1 Наличие нормативной базы, фиксирующей права ребенка
с ОВЗ:
1. Договор с родителями;
2. Внесены изменения в Устав ОО в части совместного
обучения (воспитания), включая организацию совместных
учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного
образования, лиц с ОВЗ и лиц, не имеющих таких
ограничений;
3. Разработаны локальные акты ОО, регламентирующие
деятельность по организации обучения лиц с ОВЗ;
4.
Разработаны
локальные
акты,
обеспечивающие
специальные условия для обучающихся с ОВЗ, включенных
в образовательный процесс;
5.
Выполняются
рекомендации,
содержащиеся
в
заключениях ПМПК,
1.2 Наличие локальных актов, обеспечивающих эффективное
образование других детей.

2.Материальнотехническое (включая
архитектурное)
обеспечение

1.3 Наличие договора(ов) с «внешними» социальными
партнерами.
2.1 Соблюдение санитарно-гигиенических норм
образовательного процесса.
2.2 Возможность для беспрепятственного доступа
обучающихся с ОВЗ к объектам инфраструктуры ОО.

3.Организационнопедагогические условия

2.3 Наличие санитарно-бытовых условий:
- оборудованная санитарно-гигиеническая комната,
- места личной гигиены,
- специальная мебель,
3.1 Адаптация содержания учебного материала, выделение
необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ.
3.2 Адаптация имеющихся или разработка необходимых
учебных и дидактических материалов и др.
3.3 Индивидуализация образования:
- расписание, соответствующее САН Пин и индивидуальным
образовательным потребностям воспитанников с ОВЗ,
- индивидуальный план коррекционных занятий,
- индивидуальные образовательные маршруты,
соответствующие типологическим особенностям учащихся и
рекомендациям ПМПК.

4.Программнометодическое
обеспечение

4.1 Наличие адаптированных программ, соответствующих
образовательным потребностям детей с ОВЗ.
4.2 Наличие соответствующей учебно-методической
литературы и материалов по всем учебным предметам
основной образовательной программы.
4.3 Наличие учебников и учебных пособий для реализации
адаптированной образовательной программы.
4.4 Наличие специальных технических средств обучения.

5.Взаимодействие с
родителями и внешними
институтами

5.1 Организовано участие родителей в создании особых
условий для индивидуализированного воспитания детей с
ОВЗ.
5.2 Организованы родительского клуба, лекториев для
родителей, другие просветительские и профилактические
мероприятия.

5.3 Заключены договоры о взаимодействии с социальными
партнерами
6.Кадровое обеспечение 6.1 Укомплектованность ОО педагогическими и
руководящими работниками, компетентными в понимании
особых образовательных потребностей детей с ОВЗ.
6.2 Проводятся тренинги для воспитателей, работающих в
инклюзивной группе.
6.3 Наличие в штатном расписании специалистов психологопедагогического сопровождения для детей с ОВЗ:
- учитель-логопед
- педагог-психолог
- учитель-дефектолог
- тьютор
Каждый выделенный нами компонент имеет определённый критерий
сформированности, который определяется следующими показателями: высокий (В) –
полная сформированность критерия 1 балл, средний; (С) – частичная
сформированность критерия 2 балла; низкий (Н) – отсутствие критерия 3 балла.
Уровень соответствия инклюзивной образовательной среды ДОУ необходимым

требованиям для обучения детей с ОВЗ
Соответствует

Частично соответствует

Не соответствует

Мониторинг качества инклюзивной образовательной среды предполагает
несколько этапов:
–

предварительный

образовательной

среды,

этап

(изучение

определение

документации

уровня

готовности

по

организации

педагогических

работников к инклюзивному образованию, анализ условий образовательной
среды в ДОУ);
– диагностический (анкетирование родителей, педагогов, создание банка
данных с управленческой информацией, выводы по результатам мониторинга;
обсуждение результатов исследования);
– корректирующий этап (разработка программы формирования инклюзивной
образовательной

среды;

подготовка

рекомендаций

по

формированию

инклюзивной образовательной среды; внедрение программы «Формирование
инклюзивной образовательной среды»);
– контрольно-прогностический этап (проведение повторного мониторинга и
интерпретации результатов, прогнозирование, обобщение опыта работы).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алехина С.В. Мониторинг социально-психологических проблем развития
учащихся // Вестник практической психологии образования. – 2007. – № 3. – С.
46–48.

2. Алехина С.В. О мониторинге инклюзивного процесса в образовании //
Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: материалы I
Международной конференции. – М.: Изд-во МГППУ, 2011. – С. 20–22.
3. Алехина С.В. Психологический мониторинг – инструмент развития
образования // Вестник практической психологии образования. – 2007. – № 1. – С.
70–72.
4. Алехина С.В. Готовность педагогов как основной фактор успешности
инклюзивного процесса в образовании / С.В. Алехина, М.Н. Алексеева, Е.Л.
Агафонова // Психологическая наука и образование. – 2011. – № 1.– С. 83 – 92.
5. Анохин А.М. Основы коррекционной педагогики / Учебно-методический
комплекс по специальностям гуманитарных факультетов. – Стерлитамак:
Стерлитамак. гос. пед. академия, 2008. – 87 с.
6. Банч Г., Алёхина С.В., Зиглер Р. Подходы к оценке академической
успеваемости и образовательных результатов обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья [Электронный ресурс] // Эффективные технологии
инклюзивного

образования:

в

4

ч.:

всероссийская

научная

школа

с

международным участием, г. Новосибирск, 22–25 октября 2013 г.: учебное видео.
– Ч. 4: Способы организации инклюзии во внеурочной, воспитательной и
развивающей работе / под ред. А.Г. Ряписовой; Новосиб. гос. пед. ун-т, Ин-т
открытого дистанционного образования. – Новосибирск: НГПУ, 2013. – 649 МБ –
Доступна

эл.

версия

в

ЭБ

НГПУ.

–

URL:

https://lib.nspu.ru/views/library/17778/save.php (Дата обращения: 14.12.15).
7. Беленкова Л.Ю. Инновационные подходы к образованию детей с
ограниченными возможностями здоровья: от интеграции к инклюзии / Л.Ю.
Беленкова. – (Инновации в образовании) // Интеграция образования. – 2011. – N 1.
–С. 59–64.
8. Бут Т., Эйнскоу М. Показатели инклюзии [Электронный ресурс]:
практическое пособие / под ред. М. Вогана; пер. И. Аникеева; под общ. ред. М.

Перфильевой. – М.: Перспектива, 2013. – URL: http://www.gosbook.ru/node/37022
(Дата обращения: 1.11.17)
9. Вербицкая Н. Мониторинг результативности учебного процесса / Н.
Вербицкая, В. Бодряков // Директор школы. – 2007. – № 1. – С.33-37.
10. Вилмс Д. Системы мониторинга и модель «вход-выход» // Директор школы.
– 1995. – №1. – С.37-41
11. Григорьева Г.Ф. Дети должны учиться вместе / Г.Ф. Григорьева. –
(Качественное образование). – (Стандарты и пути) // Национальные проекты. –
2009. – № 12. – С. 70–71
12.

Дименштейн

Р.П.

Школа

становится

все

менее

интегративной

[Электронный ресурс] // Школьное обозрение. – 2004. – № 1 – Режим доступа:
http//res.fromru.com/sedlzip/DIMENS09.zip. (Дата обращения: 15.02.2017)
13. Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей : Избранные
педагогические сочинения / А. Дистервег. – М. : Учпедгиз, 1956. –С. 136–203.
14. Дорохова Е. С. Организация инклюзивного образования в системе ДОД / Е.
С. Дорохова. – (Педагогический опыт) // Дополнительное образование и
воспитание. – 2010. – № 1. – С. 27 – 33
15. Ельникова В. Основы адаптивного управления (тексты лекций). – М .:
Издат. гр. "Основа", 2010. – 128 с.
16. Жиркова С. Г. Формы и особенности применения инклюзивного
образования / С. Г. Жиркова // Научное обозрение. – 2010. – N 1. – С. 79–83.
17. Кальней В.А., Шишов С.Е. Технология мониторинга качества обучения в
системе «учитель-ученик»: Метод. пособие для учителя. – М.: Пед. общество
России, 2009. – 75 с.
18. Кузнецов, С.А. Большой толковый словарь русского языка / С.А. Кузнецов.
– СПб.: Норинт, 2000. – 1536 с
19. Куликова Л.В. Мониторинг качества образования самообразовательной
деятельности учащихся и учителя // Управление школой. – 2012. – № 16-18. –
С.43-48.
20. Литвинова O. A. Система и окружающая среда социологии Никласа Лумана
/ О. А. Литвинова. – М. : Апьфа-М, 2007. – 84 с.

21. Лукина Т.А. Мониторинг качества образования: теория и практика. – М.:
"Школьный мир". Изд. Л. Галицына, 2006. – 128 с.
22. Малофеев H.H. Базовые модели интегративного обучения /Малофеев Н.Н.
Шматко Н.Д. // Дефектология. – 2008. – №1. – С. 71 – 78.
23. Мониторинг стандартов образования / Под ред. Альберта Тайджмана и Т.
Невилла Послтвейта. – Ростов: Летопись, 2013. – 328с.
24. Мякшин Н. Инклюзивное образование в Англии / Н. Мякшин. –
(Инклюзивное образование) // Защити меня!. – 2009. – № 4. –С. 12–13
25. Нигматов, З.Г. Инклюзивное образование: история, теория, технология
[Текст] / З.Г. Нигматов, Д.З. Ахметова, Т.А. Челнокова. – Казань: Познание, 2014.
– 220 с.
26. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира :
Хрестоматия / Состав. JI. M. Шипицина. – СПб. : Международный университет
семьи и ребенка им. Р. Валленберга, 2007. – 256 с.
27. Отчет о результатах самообследования на 01.08.2017 г. Муниципальное
автономное

дошкольное

образовательное

учреждение

Тюменского

муниципального района Винзилинский детский сад «Малышок» / Винзили, 2016.
– 5 с.
28.

Психолого-медико-педагогическое

обследование

ребенка.

Комплект

рабочих материалов / Под ред. М.М.Семаго. – М., 1999.
29.

Психолого-медико-педагогическая

консультация.

Методические

рекомендации. / Под ред. Л.М. Шипициной. – СПб: Институт специальной
педагогики и психологии им. Р. Валленберга, 1999
Попова, Е.В. Педагогика и психология инклюзивного образования [Текст]:
учебно-практическое пособие / Е.В. Попова. – Челябинск: ЮУГУПУ, 2016. – 149
с.
31. Рефлексия в образовательном процессе [Электронный ресурс]: электронное
методическое пособие: текстовое (символьное) электронное издание / авт. – сост.
Т. В. Рюмина, А. Г. Ряписова. – № гос. регистрации в Информрегистре РФ –
0321502669. – Новосибирск: НГПУ, 2015. – Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ. –

Режим доступа: https://lib.nspu.ru/views/library/ 60950/web.php (Дата обращения:
24.09.2017)
32. Россихина И.Г. Социальная инклюзия студентов как функция учреждения
среднего профессионального образования : дисс… канд. соц. наук. / 22.00.04 –
социальная структура, социальные институты и процессы / Ирина Геннадиевна
Россихина. – Ростов-на-Дону, 2010 – 174 с.
33. Ряписова А.Г. Научная школа как эффективная форма подготовки кадров в
сфере инклюзивного образования // Вестник педагогических инноваций. – 2013. –
№ 1 (31). – С. 47–57.
34. Ряписова А. Г., Чепель Т. Л. Исследование эффективности образовательного
процесса в условиях инклюзивной практики // Сибирский педагогический журнал.
– 2013. – № 2. – С. 226–232.
35. Ряписова А.Г., Чепель Т.Л. Теория и практика инклюзивного образования:
учебно-методическое пособие: в 3 ч. – Ч. 3. Теория и практика инклюзивного
образования: эффективность образовательного процесса в условиях инклюзивной
практики. – База данных, объем 9 000 КБ. – № гос. регистрации (Роспатент)
2013620827. – Новосибирск: НГПУ, 2013.
36. Саламанкская декларация о принципах, политике и практической
деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями [Электронный
ресурс].

–

Режим

доступа

:

https://docs.google.com

/file/d/0B2AT2w-

36SyTTnFlMjZWTGVpeGs/edit?pli=1. (Дата обращения: 27.05.2016).
37. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения
инклюзивной практики: Методическое пособие / Подобщ.ред. С.В. Алехиной,
М.М. Семаго. – М.: МГППУ, 2012.
38. Созыкина, Л.Ю. Организация инклюзивной образовательной среды для
детей с ОВЗ [Электронный ресурс] / Официальный сайт. - Режим доступа:
https://solncesvet.ru/ (дата обращения: 20.11.2017 г.).
39. Чепель Т. Л., Абакирова Т. П., Самуйленко С. В. Итоги мониторинговых
исследований

эффективности

образовательного

процесса

в

условиях

инклюзивной практики // Инклюзивное образование: практика, исследования,

методология: сборник материалов II Международной научно-практической
конференции / отв. ред. С. В. Алехина. – М.: Буки Веди, 2013. – С. 104–109.
40. Чепель Т. Л., Абакирова Т. П., Самуйленко С. В. Эффективность
образовательного

процесса

в

условиях

инклюзивной

практики:

итоги

мониторинговых исследований // Психологическая наука и образование. – 2014. –
№ 1. – С. 33–41.
41. Шимков И. Мониторинг качества образования в европейском контексте //
Научный вестник Черновицкого университета: Сборник научных трудов. –
Вип.211: Педагогика и психология. – Москва Рута, 2004. – С.194-203.
42. Ямбург Е.А. Школа для всех. / Е. А. Ямбург // Воспитание и обучение детей
с нарушениями развития. – 2004. – № 3 – С. 9–18
43. Ямбург Е.А. Сохранить педагогические позиции управления: медикопсихолого-педагогическое сопровождение / Е. А. Ямбург // Социальная
педагогика. – 2011. – N 3. –С. 45–56
44. Ярская В.Н. Инклюзия – новый код социального равенства // Образование
для всех : политика и практика инклюзии : Сборник научных статей и научнометодических материалов. – Саратов : Научная книга, 2008. – С. 68–78.
45. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию
[Текст] / В.А. Ясвин. – М.: ЦКФЛ РАО, 1997. – 248 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».