Пояснительная записка к учебному плану Учебный план МБДОУ детского сада №10 на 2024-2025 учебный год, является одним из основных документов, регламентирующих организацию образовательного процесса в ДОУ и устанавливает перечень обучающих занятий, объем учебного времени, отводимого на их изучение при освоении основной общеобразовательной программы. Нормативную базу учебного плана образовательного учреждения составляют: - Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ; - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 3013 г. №1155); - Федеральная образовательная программа дошкольного образования (приказ Министерства просвещения РФ от 25.11.2022 №1028); - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09. 2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; -Гигиенические требования к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения (инструктивно-методическое письмо Минобразование РФ 14.03.2000 г. № 65/23-16); - Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой 2014г.; - Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) от 3 до 7 лет» под редакцией Н.В. Нищевой; - Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью под редакцией Боряевой Л.Б.; - Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно – развивающее обучение и воспитание» под редакцией Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева; - Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л.И. Плаксиной; - Приказ Департамента образования «О внедрении регионального компонента в содержание дошкольного образования»; - Локальными актами образовательного учреждения. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой обеспечивает всестороннее развитие ребенка, важнейшим компонентом которой является игра и физическое развитие, формирование привычки к здоровому образу жизни, обеспечение психического комфорта для каждого ребенка. 2 Программа представляет собой современную вариативную программу, где комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до 7 лет. Программа направлена на развитие умственных и художественных способностей детей. Реализация программы обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании. Особое внимание в программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активной жизненной позиции, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям. Программа основана на личностно-ориентированную модель воспитания, которая предполагает создание отношений сотрудничества и партнёрства между взрослыми и детьми. Программа ориентирована на свободных активных самостоятельных детей, открытых для общения со взрослыми и друг с другом, любознательных и умных, наделённых чувством юмора, эмоционально отзывчивых на состояния другого человека и красоту окружающего мира, произведения искусства, имеющие выраженную индивидуальность, хорошо подготовленные к школе для успешного освоения ими основных образовательных программ начального общего образования. Программа сочетается с дополнительными программами и технологиями по художественно-эстетическому, экологическому, физическому развитию дошкольников. Ведущей целью программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций. При реализации основной программы необходимо учитывать следующие требования: - ориентация педагогического процесса на общечеловеческие ценности, создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству; - уважительное отношение к результатам детского творчества; - учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, переход на личноориентированную модель общения; - забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном развитии каждого ребенка; - максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса; - креативность педагога, творческая организация процесса воспитания и обучения; - координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи, 3 обеспечение участия семьи в жизни групп детского сада и дошкольного учреждения в целом; - соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного возраста. При организации режима пребывания детей занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводятся в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности, занятия организуются по подгруппам и фронтально. В группах для детей от 3 до 7 лет непосредственно образовательная деятельность осуществляется в первую и во вторую половину дня ежедневно, частично по подгруппам. Для профилактики утомления детей занятия познавательно-речевого направления сочетаются с занятиями физического и художественно-эстетического направления. Продолжительность занятий соответствует санитарноэпидемиологическим требованиям. В середине занятий проводятся физминутки. Перерывы между занятиями – не менее 10 минут. Занятия проводятся в 1 половину дня и во 2 половину дня, в соответствии с государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами в части продолжительности непрерывной организованной образовательной деятельности. Непосредственная образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно – исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения программы и решения конкретных образовательных задач. Содержание психолого-педагогической работы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: СОЦИАЛЬНОКОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей. Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Трудовое воспитание. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ Развитие математических представлений. Ознакомление дошкольников с природой Ознакомление дошкольников с социальным миром. Поисково - экспериментальная детская деятельность. Техническое конструирование. 4 РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ Развитие словаря. Воспитание звуковой культуры речи. Развитие связной речи. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи. Воспитание любви и интереса к художественному слову ХУДОЖЕСТВЕННО ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Формирование элементарных представлений о видах искусства. Художественно-изобразительная деятельность. Творческое конструирование. Развитие музыкальности детей и их способности эмоционально воспринимать музыку. физическое развитие. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Гармоничное Формирование основ здорового образа жизни. Здоровьесберегающие технологии. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением, в соответствии с возрастом детей основными направлениями их развития. В структуре учебного плана выделяются инвариативная (обязательная) и вариативная (часть, формируемая участниками образовательных отношений) часть. Инвариативная часть содержит такие направления: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие, которые реализуется через организованную непосредственно образовательную деятельность и составляет не менее 85% времени. Вариативная часть реализуется через кружковую деятельность и составляет не более 15% общего объема основной общеобразовательной программы. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО. Реализация учебного плана предполагает обязательный учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. Необходимыми требованиями при составлении учебного плана являются: соблюдение минимального количества занятий на изучение каждой образовательной области, которое определено в инвариантной части учебного плана, и предельно допустимая нагрузка. Непосредственнообразовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности (со вторника по четверг), сочетается с физкультурными и музыкальными занятиями. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводят физминутку. При этом из общего времени 50% - на занятия эстетического и оздоровительного циклов. Учебный план позволяет использовать принципы 5 дифференциации и вариативности, а также обеспечивает своевременное физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное и художественно-эстетическое развитие ребенка на каждом возрастном этапе его жизни. Учебный год длится с 02 сентября по 30 мая (36 недель). Дети освобождаются от организованной образовательной деятельности - на период их адаптации к детскому саду; - на период проведения диагностики. Педагогическая диагностика результативности работы педагогов с воспитанниками проводится два раза в год в сентябре и мае учебного года. В старшей и подготовительной к школе группе проводится диагностика готовности детей к обучению в школе. Дети в компенсирующих группах со статусом ОВЗ проходят диагностику 3 раза в год. Индивидуальная и совместная деятельность специалистов (педагогапсихолога, учителя-логопеда) с детьми организуется без нарушения длительности прогулки. Во время каникул организуется образовательная деятельность только физкультурно – оздоровительного и эстетического цикла. Длительность организованной образовательной деятельности: Продолжительность ООД в группах общеразвивающей направленности: 1 группа раннего возраста (1-2 года) – 6 минут; 2 группа раннего возраста (2-3 года) – 10 минут; младшая группа (3-4года) - 15 минут; средняя группа (4-5 лет)– 20 минут; старшая группа (5-6 лет)– 25 минут; подготовительная к школе группа (6-7 лет) – 30 минут. Продолжительность ООД в группах компенсирующей (логопедической) направленности: средняя группа (4 – 5 лет) – 15 минут; старшая группа (5-6 лет)– 20 минут; подготовительная к школе группа (6-7 лет) – 25 минут. В МБДОУ детском саду №10 на 2024 -2025 учебный год осуществляют образовательную деятельность 15 групп: - 7 групп общеразвивающей направленности; - 8 групп компенсирующей направленности. 6 № Возраст Группы Направленность п/п 1. 1-2 года 1 группа раннего возраста № 1 Общеразвивающая 2. 2 - 3 года 2 группа раннего возраста № 3 Общеразвивающая 3. 2 - 3 года 2 группа раннего возраста № 4 Общеразвивающая 4. 3-4 года младшая группа № 2 Общеразвивающая 5. 3-4 года младшая группа № 9 Общеразвивающая 6. 3-4 года младшая группа № 11 7. 4-5 лет средняя группа № 5 8. 4-5 лет средняя группа № 13 9. 5-6 лет старшая группа № 7 Компенсирующая Для детей с нарушением зрения Компенсирующая Для детей с ТНР Компенсирующая Для детей с ТНР Общеразвивающая 10. 5-6 лет старшая группа № 10 11. 5-6 лет старшая группа № 12 12. 6-7 лет подготовительная к школе группа № 6 подготовительная к школе группа № 8 подготовительная к школе группа № 14 разновозрастная группа №15 13. 6-7 лет 14. 6-7 лет 15. 3-8 лет Компенсирующая Для детей с ТНР Компенсирующая Для детей с ТНР Компенсирующая Для детей с ТНР Общеразвивающая Компенсирующего вида Для детей с нарушением зрения Компенсирующего вида для детей со сложной структурой дефекта Формы организации организованной образовательной деятельности (ООД) с 1-го до 3 - х лет – подгрупповые; с 3-х до 7-ми лет – подгрупповые, фронтальные, групповые; В образовательном процессе используется интегрированный подход, который позволяет гибко реализовывать в режиме дня различные виды детской деятельности. 7 Учебный план на 2024 – 2025 учебный год групп общеразвивающей направленности Базовый вид деятельности Физическая культура в помещении Физическая культура на прогулке Ребёнок и окружающий мир Ознакомление с окружающим миром Математическое развитие Развитие речи. Худож. литература Развитие речи, основы грамотности Рисование Лепка Аппликация Конструирование, робототехника Аппликация/ ручной труд Музыка Группа раннего возраста №1,3,4 Младшая группа № 2,9 Старшая группа №7 Подготовительная к школе группа №8 ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ 2 2 2 2 1 1 1 1 1 - - - - 1 1 1 - 1 1 2 2 - - - - 1 2 2 1 1 2 2 0,5 0,5 0,5 0,5 - 0,5 0,5 0,5 0,5 1 1 1 2 2 2 2 Социально – коммуникативное развитие осуществляется в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в совместной и самостоятельной игровой деятельности, в семье ИТОГО 10 занятий в неделю 11 занятий в неделю 13 занятий в неделю 14 занятий в неделю ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ Приобщение детей к этнокультурному казачьему компоненту ИТОГО ч. - - 1 1 10 11 14 15 8 Учебный план на 2024 – 2025 учебный год групп компенсирующей направленности Базовый вид деятельности Младшая группа №11 Средняя группа № 5,13 Старшая группа № 10,12 Подготовительная к школе группа № 6, 14 ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ Физическая культура в 2 2 2 2 помещении Физическая культура 1 1 1 1 на прогулке Познавательное 2 2 2 2 развитие. Познавательно – исследовательская, конструктивно – модельная деят-сть Познавательное 1 1 1 2 развитие. Развитие математических представлений Речевое развитие. 1 2 2 2 Восприятие художественной литературы Рисование 1 1 2 1 Лепка 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 Аппликация Музыкальное развитие 2 2 2 2 Социально – коммуникативное развитие осуществляется в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в совместной и самостоятельной игровой деятельности, в семье 11 занятий в 12 занятий в 13 занятий в 13 занятий в ИТОГО неделю неделю неделю неделю Подгрупповое занятие 4 4 4 с учителем логопедом (дефектол) Индивидуальное 3 3 3 занятие с учителем догопедом (дефектол) ИТОГО 11 занятий/нед 19 занятий/нед 20 занятий/нед 20 занятий/нед Приобщение детей к этнокультурному казачьему компоненту ИТОГО ч. ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ 0,25 - 1 1 11 21 21 19,25 9 Учебный план на 2024 – 2025 учебный год групп компенсирующей направленности Базовый вид деятельности Разновозрастная группа № 15 ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ Физическая культура в помещении Речевое развитие 2 Рисование 1 Лепка 1 Аппликация 1 Ручной труд 1 Конструирование 1 Музыка 2 Социально – ком-ное развитие ФЭМП 2 ФКЦМ 1 1 1 ИТОГО 14 занятий/нед Образовательная деятельность в ходе режимных моментов Наименование возрастных групп Утренняя гимнастика Комплексы закаливающих процедур Гигиенические процедуры Ситуативные беседы при проведении режимных моментов Чтение художественной литературы Дежурства Прогулки Группа раннего возраста Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная к шк. группа ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Самостоятельная деятельность детей Игра ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Самостоятельная деятельность ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно детей в центах развития 10 Время реализации образовательной программы по возрастным группам Содержание Наименование возрастных групп общеразвивающей направленности Группа раннего возраста Количество возрастныхгрупп Длительность условного учебного часа (мин) Объём образовательной нагрузки в неделю (кол/мин) Объём образовательной нагрузки в год (кол/мин) Содержание 3 Старшая группа 2 Подготовит. к школе группа 1 1 7 групп 6-10 15 25 30 10/60 10/100 11/165 13/325 14/420 396/5940 468/11700 360/2160 360/3600 504/15120 Наименование возрастных групп компенсирующей направленности Младшая группа Количество возрастныхгрупп Младшая группа 1 Средняя группа Старшая группа 2 Подготовит. к школе группа Разновозраст ная группа 2 2 1 8 групп Длительность условного учебного часа (мин) Объём образовательной нагрузки в неделю (кол/мин) Объём образовательной нагрузки в год (кол/мин) 15 15 20 25 20 11/165 12/180 13/260 13/325 14/280 396/5940 432/6480 468/9360 468/11700 504/10080 11