01.04.2020
Изменить привычный образ
жизни и находиться постоянно дома – это стресс не только для взрослых, но и для
детей. Как комфортно организовать пространство для ребенка, почему важно
соблюдать режим дня и в какие игры играть на карантине.
– Как организовать жизнь
дошкольника в условиях самоизоляции на дому?
– Во-первых,
обратите внимание на организацию пространства – доступность: как расставлена мебель,
где лежат игрушки, насколько они в реальном доступе для ребенка. Если вдруг
полка или какое-то оборудование оказывается для ребенка недоступным, то он к
нему не обратится. Он будет ходить за взрослыми по пятам и ныть, чтобы с ним
поиграли. В таком случае, он никогда сам себя не займет. Доступность – это один
из критериев качества, который мы используем при оценке дошкольных
образовательных учреждений, и это действительно очень важно.
Во-вторых,
у ребенка должна быть возможность уединиться. Сейчас у нас в квартирах
оказались внезапно и папа, и мама, и все родственники, которые раньше ходили на
работу. Конечно, не все пространства позволяют каждому уйти в свою комнату. Но
важно подумать о том, чтобы у ребенка был свой уголочек, в котором он может
уединиться и уйти от суеты и шума. Дошкольник не всегда может чутко реагировать
на собственное состояние. Он не придет и не скажет: "Мам, не могли бы вы
разговаривать немного потише. Я устал". Нет, мы скорее увидим его
усталость в плохом поведении, в плохом сне, может быть, в повышенной
скандальности.
Еще ребенку важно, чтобы
у него было место и время для игр, где он может спокойно разложиться: построить
кукольный домик, замок, шалаш из пледа и диванных подушек. И вот эти три вещи –
доступность, возможность уединения и возможность трансформации и преобразования
пространства (место и время для игры) – это минимальные условия, чтобы ребенок
почувствовал себя дома комфортно и мог хотя бы потенциально занять себя сам.
– Чем можно заняться с ребенком дома?
– Идей масса, но так как
у нас в фокусе дошкольники, то для них по возрасту положено – играть. Здорово,
конечно, если взрослые попробуют погрузиться в детское состояние и поиграть с
ребенком. Для дошкольника это и полезно, и приятно.
Для этого необязательно сразу бежать что-то
покупать. В каждом доме, где есть ребенок, есть краски, бумага, соль, мука,
фасоль, плед и диванные подушки и есть время, чтобы немножко посвятить его
общению, игре, придумыванию, фантазированию.
Чем занять детей на карантине ?
Чем можно заняться? Всем,
что связано с моторикой мелкой и крупной. Например, можно взять коробку,
насыпать туда закупленную гречку, фасоль, крупы, кинетический песок и смешать.
Дети отлично в это играют в любом возрасте и получают массу удовольствия от
того, что просто там ковыряются, делают поделки, строят пещерки…
Не забывайте про тесто из соли. Это надолго займет ребенка, а главное – это
развивающее занятие: полепить из теста, запечь в духовке, раскрасить гуашью или
какими-то другими подходящими красками. Все, что касается поделок, аппликаций,
здесь вполне уместно – дайте волю фантазии и воображению, необязательно делать
что-то по шаблону или какому-то видеоуроку из интернета. Позвольте ребенку
просто повозиться с фасолью, с тестом, с краской.
Следующее – это воображение. К сожалению, это то, на что не очень много внимания
обращают в детском саду. Развивайте у ребенка способности действовать в
воображаемой ситуации: постройте вместе домик, порисуйте от пятна, придумайте
историю, сделайте коллаж из старых журналов и творческие поделки.
Чтение
– это важная сторона детской жизни и это то, что находится сейчас у
дошкольников в некотором дефиците. И это
отличная возможность для того, чтобы чуть-чуть сблизить ребенка с книгой, если
у вас это не происходит дома естественным образом. Для начинающего читать
ребенка очень важно видеть, как читают взрослые. Если ваш ребенок еще не читает
или неусидчивый, то попробуйте просто рассматривать картинки и сочинять по ним
истории. Сейчас таких книжек-картинок очень много издается, они называются
виммельбухи.
Очень важно, чтобы у
дошкольника были кубики. Конструирование – очень важная
активность в дошкольном возрасте. И опять же, с кубиками можно придумать
большое количество игр.
– Как быть с физическими
активностями, если площадь квартиры не позволяет устраивать марафоны?
– Для дошкольника движение – это принципиально значимое
времяпрепровождение. Например, простой способ – это сделать звериную зарядку.
Например, вы воображаете, что идете по зоопарку, видите зверей и повторяете их
движения. Это может быть более целостный сюжет, например, вы идете в поход:
маршируете, перепрыгиваете через реку, ставите палатку… Все это сопровождается
крупно моторными движениями.
Подобные активности – это
возможность для ребенка подвигаться, сделать крупные размашистые движения,
прыжки, имитацию бега, взмахи руками. Вы можете танцевать, вы можете играть в
твистер, вы можете сделать у себя в коридоре с помощью скотча классики,
построить полосу препятствий из диванных подушек…
Еще одна активность,
которая совмещает в себе подвижность –
квест. Дети обожают искать клад по картам и по подсказкам. Можете опять же
построить полосу препятствий, придумать сюжет и отправиться в поход или в
пиратское плавание.
Еще можно попробовать
реализовать с ребенком целостный проект. Например, не просто лепить из
пластилина или соленого теста, а сделать зоопарк. Или построить город из
кубиков: придумать из чего сделать дорогу и дорожные знаки, и кто в этом городе
может жить.
Можно поставить настоящий
спектакль: раздать роли, сделать билеты, соорудить сцену…. А можно пойти в
поход: составить список вещей, собрать рюкзак, идти по карте – это может быть
сопряжено с элементами квеста (крупномоторные/интеллектуальные задания). Такие
проекты больше занимают детей, им это интереснее и полезнее, а главное – это
привносит смысл в их действия.
По окончании карантина можно сделать
фотоальбом или стенгазету "Как мы провели карантин". Потом ребенок
может это принести с детский сад чтобы всем рассказать и показать. Сама задача
сделать такой альбом может увлечь ребенка.
– Какой должен быть режим дня дома на самоизоляции?
– Режим влияет на
эмоциональное и психологическое благополучие ребенка. Если он уставший,
перевозбужденный, то он будет все отрицать. Старайтесь придерживаться того
режима, который у вас был до карантина.
Также старайтесь, чтобы
экраны у ребенка были в минимальной доступности. Регулярно работающий телевизор
в фоновом режиме ребенка перевозбуждает. Конечно, можно смотреть мультфильмы,
фильмы, но не больше одного часа в день. Это разрушает психику ребенка –
растормаживает, ему сложнее будет сосредоточиться.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 03.04.2020
Дата обновления: 03.04.2020
Дата публикации: 01.04.2020