09.04.2020
В
дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит
интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также
необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества,
вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни
современного человека.
На
первый взгляд, наши дети здоровые и нет причин волноваться. Но, что такое
здоровье? Здоровье – это полное физическое, психическое и социальное
благополучие, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Традиционно
принято считать, что здоровье формируется под влиянием таких факторов как
наследственность (20%), экология окружающей среды (20%), уровень развития
здравоохранения в стране (10%) и образ жизни семьи, в которой воспитывается
ребенок (50%). Именно образ жизни семьи определяет перспективы адаптации
малыша, результаты его социализации и реализации как человека, как гражданина,
как личности. Содержание концепции здорового
образа жизни, должно включать сочетание
таких компонентов как:
1.
Рациональное питание.
2.
Соблюдение режима.
3.
Оптимальный двигательный режим.
4.
Полноценный сон.
5.
Здоровая гигиеническая среда.
6.
Благоприятная психологическая атмосфера.
7.
Закаливание.
В последние годы, активно внедряются инновационные формы и
методы оздоровления детей. Существует множество нетрадиционных методов,
позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогами и
родителями.
Вот некоторые из них:
1.
Хождение босиком
2.
Дыхательная гимнастика
3.
Массаж биологически активных точек тела
С древних времен
было замечено, что закаливание способствует укреплению здоровья. «Хождение
босиком» - хороший метод закаливания, как для детского учреждения, так и
для дома. При хождении босиком температура пола должна быть не ниже 18
градусов. Вначале дети ходят в носках, а через 4-5 дней босиком по 3-4 минуты.
Время процедуры увеличивается каждый день на одну минуту и постепенно доводится
до 15-20 минут. В летний период можно предоставить детям возможность ходить
босиком по горячему песку и асфальту, по мелким камешкам, которые действуют как
сильные раздражители. А теплый песок, мягкая трава, комнатный ковер действуют
успокаивающе. При хождении босиком укрепляются своды и связки стопы,
увеличивается интенсивность деятельности почти всех мышц, идет профилактика
плоскостопия, стимулируется кровообращение во всем организме, улучшается
умственная деятельность.
Закаливание
«Хождение босиком»
проводится в игровой форме, с увеличением количества и качества упражнений,
выполняемых детьми поточным способом, по кругу. В закаливании используются
различные виды ходьбы, бега, прыжков, имитационные движения, упражнения для
профилактики плоскостопия и осанки. Все это подготавливает организм к
физической нагрузке.
Для
оздоровления детей раннего возраста в сочетании с «Хождением босиком» полезно
использовать «игровые дорожки» - ребристая доска, силуэты ступней, массажные
коврики с прикрепленными пуговицами, палочками. Применение этих спортивных
снарядов не только делают процедуру более интересной, но и развивают
двигательную активность, улучшают координацию движений, укрепляют отдельные
мышцы рук, ног, развивают гибкость.
При проведении
нетрадиционного метода закаливания необходимо соблюдать следующие правила:
1. У взрослого должно
быть всегда хорошее настроение.
2. Взрослый
должен ежедневно проводить закаливающие процедуры.
3. Не должно
быть принуждения.
4.Стараться
создать при закаливании радостное настроение, положительные эмоции – только
тогда закаливание станет полезным для здоровья.
5. Уметь вовремя
закончить закаливающие процедуры, если видим, что у ребенка ухудшилось
самочувствие.
6.Старайтесь
соблюдать основные принципы закаливания: систематичность, постепенность и
индивидуальный подход к ребенку.
Одним
из элементов здорового образа жизни является правильное дыхание, которое
способствует сохранению и укреплению здоровья. Дыхательная гимнастика
повышает обменные процессы, играющие главную роль в кровообращении, в том числе
и органах дыхания, укрепляется мышца – диафрагма.
Цель
дыхательных упражнений заключается не только в профилактике
простудных и других заболеваний, повышении жизненного тонуса у детей, но и в
привитии им чувства ответственности за свое здоровье, что они сами могут помочь
себе улучшить свое самочувствие. Как правило, при проведении дыхательной
гимнастики используются образно – игровые технологии в сочетании с
художественным словом: «Носом воздух мы вдыхаем, ртом мы воздух выдыхаем. Не
страшна простуда нам – нам не нужно к докторам!» Очень хорошо сочетать
дыхательную гимнастику с массажем.
Массаж
– это механическое воздействие специальными приемами:
(поглаживание, постукивание, пощипывание и точечный массаж). Рассмотрим влияние
отдельных видов массажа на улучшение общего состояния малышей в период
нахождения в дошкольном учреждении.
В
сочетании с приведенными выше методами – хождения босиком и дыхательной
гимнастикой точечный массаж используется по средствам выполнения следующего
упражнения: «Соединить ладони и потереть ими одна о другую до нагрева». Это
упражнение оказывает положительное воздействие на внутренние органы, является
способом профилактики простудных и других заболеваний.
Еще
одним из наиболее часто используемых методов массажа является само-массаж.
В сочетании с художественным словом, данное упражнение является не просто
физическим воздействием на тело ребенка, но и средством снятия психологического
напряжения в течение дня.
Чтобы
массаж не выполнялся чисто механически, детям предлагается общаться со своим
телом в игровой ситуации, проговаривая ласковые слова: «Скачут побегайчики –
солнечные зайчики. Мы зовем их – не идут. Были тут – и нет их тут». Выполняя
упражнения массажа в игровой форме, дети получают радостное настроение.
Благотворное
воздействие оказывает массаж биологически активных точек. Массаж БАТ можно
проводить с использованием простейших снарядов. В качестве простейших снарядов
могут выступать: губки для мытья посуды, обычный карандаш, колючий резиновый
мяч, махровые рукавицы.
1.
Массаж с губками для мытья посуды «Чистюли» – стимулировать БАТ
на кончиках пальцев и ладоней: «Вот мы ручки вам покажем и как мыли их,
расскажем. Долго, долго отмывали и чистюлями мы стали!»
2.
Массаж «Дождик» расслабление, снятие напряжения, способствует
релаксации: «Вот водичка капает – кап – кап – кап! Ручки моем мы вот так – так
– так – так! Вот водичка капает – кап – кап – кап! Мы водичку наберем – так –
так – так! И умоем личико чистенькой водичкой! Вот как хорошо!». Массаж БАТ с
водой непременно обогатит детско-родительские отношения опытом совместных игр,
создаст благоприятные условия для общения с малышом в семье, сделает это
общение приятным, интересным и полезным.
3.
Массаж «Мячики» улучшает осанку, способствует эмоциональному
благополучию: «Мячики, мячики подарили нам! Красные, желтые дарят малышам!»
4.
Массаж «Веселый карандаш» применяется в изобразительной
деятельности. Способствует развитию мелкой моторики рук, тактильных ощущений:
«В руки карандаш возьмем, вместе с ним играть начнем. Вместе с нами ты играй и
от нас не убегай!»
Массаж
биологически активных точек – способствует расслаблению мышц,
снятию нервно-эмоционального напряжения, поднимает жизненный тонус, укрепляет
здоровье, дает закалку организму. Рифмованные фразы, произносимые взрослым во
время выполнения детьми упражнений в закаливании, повышают интерес и помогают
правильно выполнять упражнения.
Эффективность
закаливания существенно возрастает, если соблюдается режим дня. Режим дня – это хорошо продуманный распорядок
труда, отдыха, питания, соответствующий возрасту. Режим обеспечивает
уравновешенное, бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную систему от
переутомления, создает благоприятные условия для физического и психического
развития детей. Режим дисциплинирует детей, способствует формированию многих
полезных навыков. При этом необходимо учитывать, что добиваться успехов в
укреплении здоровья можно только при одном подходе в детском саду и дома.
Воспитатели группы №3: Л.А. Зеленкова,
О.К. Тараненко
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 05.04.2020
Дата обновления: 07.04.2020
Дата публикации: 09.04.2020