13.04.2020
Ребенок
постоянно играет. Ведь игра – это основной способ восприятия информации,
окружающей реальности, моделей поведения.
Через игру ребенок понимает, как все
должно быть устроено. Одним из вариантов увлекательной, обучающей и развивающей
игры является детский конструктор.
Игра в конструктор, способствует
развитию мелкой моторики, представлений о цвете и форме и ориентировки в
пространстве. Такое сочетание различного рода воздействий благоприятно
отражается на развитии речи, облегчает усвоение ряда понятий и даже постановку
звуков, так как развитие мелкой моторики оказывает стимулирующее влияние на
развитие речедвигательных зон коры головного мозга.
Игры с конструктором могут быть
организованы по типу конструктивно-творческой игры, сюжетно-ролевой игры и
других типов игр. Тип и особенности игры зависят от степени подготовленности
группы детей, ее особенностей, а также дидактических и речевых целей.
При обращении в процессе работы к
возможностям конструктора, мы можем отметить некоторые преимущества его
использования перед другими, традиционными видами работ, развивающих мелкую
моторику, как то: рисование, лепка или аппликация.
- Во-первых, только с поделками из
конструктора ребенок может играть, ощупывать их, не рискуя испортить, тогда как
рисунки, аппликации или фигурки из пластилина не могут быть пригодны для
организации игры.
- Во-вторых, при использовании
конструктора у ребенка получаются красочные и привлекательные поделки вне
зависимости от имеющихся у него навыков. Ребенок уже испытывает
психическое состояние успеха. А вот рисунок, аппликация или поделка из
пластилина могут "не получиться", так как рисование, лепка или
аппликация являются более сложными видами работы.
- В-третьих, поскольку конструктор
можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре, ребенку во время
занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно
для соматически ослабленных детей.
- И наконец, конструктор безопасен,
а убрать поделки можно легко и быстро.
Работу с конструктором и, в
частности, игры можно использовать с различными целями:
- Развитие мелкой моторики рук.
- Развитие речи в рамках
определенных тем.
- Автоматизация звуков в ходе игры.
- Развитие представлений о цвете,
форме, пространстве.
- Развитие количественных
представлений.
- Создание условий естественного
полноценного общения детей в ходе совместной работы.
- Сплочение коллектива детей,
формирование чувства эмпатии друг к другу.
Несмотря на растущую популярность
компьютерных игр, конструктор незаменим для развития детей. Ребенок действует с
деталями строительного материала, конструкторов, многократно их сравнивает,
отбирает, примеряет, манипулирует, ошибается и исправляет ошибки. Через
практическое экспериментирование получается результат. И чем больше ребенок
совершает пробующих действий, тем быстрее он начинает опираться на зрительное
восприятие и обходиться без постоянных предварительных примеривающих действий,
находит новые приемы для достижения результата.
В настоящее время конструированию в
дошкольных учреждениях уделяется особое внимание. Конструирование – одно из
самых любимых детских занятий. Оно является не только увлекательным, но и
полезным для ребенка. Конструирование создает необходимый фундамент всестороннего
развития ребенка. Оно способствует формированию образного мышления и чувства
красоты, воображения и ловкости, внимания и целеустремленности.
Прежде всего, конструирование
считается одним из важнейших средств умственного воспитания. Оно ориентирует на
целостное восприятие будущей постройки, учит наблюдательности, умению обобщать,
сравнивать, анализировать. Игры с кубиками расширяют математические
представления ребенка о форме, величине, пространственных и количественных
отношениях предметов. Занятия с конструктором способствуют развитию ценностных
качеств личности, таких как целеустремленность, аккуратность, организованность
и ответственность. Конструктор станет верным помощником при подготовке детей к
школе, развитии у них речи, памяти и самостоятельности. Еще важно то, что
ребенок начинает осознавать необходимость знаний о предмете для успешного
конструирования его модели. Так, появляется очень важная для детей потребность
- в новых знаниях об окружающем мире.
Конструирование – это созидание, а
оно, в свою очередь, подразумевает творческий поиск. Даже построение модели по
схеме, как утверждают психологи, помогает развитию творческих способностей
детей. Процесс соотнесения модели и оригинала требует усилия, труда мысли,
побуждает искать новые решения, будит воображение. «Строительные игры»
позволяют воплотить в жизнь любую детскую фантазию. Здесь уместно вспомнить
слова известного русского педагога К.Д. Ушинского: «…лучшая игрушка для дитяти
та, которую он может заставить изменяться самым разнообразным образом…». Умение
видеть целое раньше частей вместе с творческим подходом к конструированию
воспитывают в ребенке чувство красоты и композиции, формируют понимание
пропорции, масштаба, ритма и меры.
Конструирование также имеет большое
значение для формирования правильной речи и письма в будущем, ведь оно
способствует развитию мелкой моторики рук. Для развития моторики ребенка
очень полезно собирать из блоков детского развивающего конструктора различные
предметы.
На сегодняшний день существует масса различных
видов конструкторов:
1. Самым простейшим
конструктором в жизни детей являются кубики. Они не только очень увлекают
детей, но и помогают развиваться пространственному воображению, знакомят с
формами предметов, и формируют цветовое восприятие. Для начала строить из
кубиков будет взрослый, а ребенок будет просто с удовольствием рушить эти
постройки. Но это только поначалу. Стоит чуть-чуть подождать и постройки
становятся все более сложными.
2. Детский конструктор в
виде фигурок – вкладышей представляет собой пластиковые или деревянные
наборы, в которых каждую фигурку вставляют в свое отверстие. Этот вид
достаточно труден для ребенка. Он помогает развивать
логическое мышление, так
как пред сборкой ребенку необходимо в уме сопоставить различные фигурки и
понять, что куда относится.
3. Конструктор для детей в
форме мозаики бывает двух видов: крупная мозаика, в форме больших
пластмассовых шестигранников, под которые имеется форма со специальными
выемками и второй вариант – обычная мозаика, лучше, чем первая способствует
развитию координации движений, но более сложна для детей. Такой конструктор
учит ребенка работать с небольшими предметами, развивает цветовое восприятие и
фантазию.
4. Большие блочные
конструкторы имеют детали самой разнообразной формы и расцветки,
встречаются даже детали с колесами, вагоны и т. д. Из него можно построить
практически все, что угодно: дома, корабли, самолеты. Ваш ребенок растет, и
вместе с ним растут и усложняются его конструкции. Помогает развиваться
творческому мышлению, цветному восприятию, комбинаторике,
пространственному воображению и многим другим навыкам.
5. Конструктор для детей
«Лего» выпускается самых разнообразных видов, для детей всех
возрастов. Он никогда не надоест ребенку, так как из него можно собирать самое
разнообразное: дома, машины, трансформеров, игрушки на микроскопических чипах и
многое другое. Помогает развитию мелкой
моторики и
умственной деятельности.
6. Также бывают деревянные и
магнитные конструкторы. Для деревянных используются только очень
качественные сорта древесины, собирать их очень сложно и увлекательно, очень
часто необходимо использование клея. Из него ребенок сможет собрать себе деревянные игрушки или постройки. Помогают
развитию инженерно – конструкторских способностей, аккуратности и внимания.
Магнитные представляют собой различные палочки, пластинки и металлические
шарики. Они помимо интересной игры помогают познакомиться со свойствами
магнитов.
Все они помогают ребенку развить
воображение, тренировать пространственное мышление и мелкую моторику,
культивировать в себе усидчивость и концентрацию внимания.
Ребенок идет от простого, к сложному,
создает новые здания, корабли, летательные аппараты и роботов. Детский
конструктор тренирует усидчивость, развивает воображение, приучает к
созидательному труду.
Детские конструкторы позволяют
научиться всему: от названия предметов до создания этих самых предметов.
Благодаря конструктору ребенок
развивает предметную деятельность – производит действия с предметом согласно
прямому назначению. При помощи взрослого у ребенка усваиваются названия
различных фигур и предметов, которые остаются неизменными и не зависят от
различных жизненных ситуаций. В тоже время ребенок может пробовать использовать
эти предметы не только по их прямому назначению, но и экспериментировать, таким
образом, ребенок еще развивает и творческие способности. В этой игре он
учится практически овладевать представлением о геометрических фигурах, формах,
размерах, соотношении разных по размеру, но, например, одинаковых по форме
фигур. Благодаря конструктору у ребенка развивается координация, а также мелкая
моторика рук, которая способствует развитию речи. Через соприкосновение
предмета с рукой, ребенок учится чувствовать разницу в предметах, развивая
кинестетическую чувствительность.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 10.04.2020
Дата обновления: 10.04.2020
Дата публикации: 13.04.2020