15.04.2020
Уважаемые родители!
Вашему вниманию предлагаются игры и
упражнения для развития фонематического слуха и восприятия.
Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного, сформированное
фонематическое восприятие является залогом чёткого произнесения звуков,
правильной слоговой структуры слов, основой лёгкости овладения грамматическим
строем языка, успешного освоения письма и чтения.
1.Узнавание неречевых
звуков. Различение на слух неречевых звуков является
фундаментом и основой развития фонематического слуха.
Игра
«Шумящие мешочки»
Вместе с ребёнком насыпьте в мешочки или
коробочки крупу, пуговицы, скрепки, деревянные брусочки, бусинки. Ребёнок
должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.
Игра
«Волшебная палочка»
Взяв карандаш или палку любого назначения,
постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать
вазу, стол, стену, миску. Ребёнок должен угадать, какой предмет звучит.
Игра
«Похлопаем»
Ребёнок повторяет ритмический рисунок хлопков.
Например, два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложнённом
варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.
2. Различение звуков речи
по тембру, силе, высоте.
Игра
«Три медведя»
Ребёнок отгадывает, за кого из персонажей
сказки говорит взрослый. Более сложный вариант: ребёнок сам говорит за трёх
медведей, изменяя высоту голоса.
3. Различение сходных по
звучанию слов.
Игра
«Верно – неверно»
Взрослый
показывает ребёнку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота,
корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребёнка – хлопнуть в ладоши,
когда он услышит правильный вариант произношения.
4. Различение слогов.
Игра
«Похлопаем»
Взрослый
объясняет ребёнку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их,
интонационно разделяя слоги. Совместно с
ребёнком произносит слова (па – па, ло – па – та, ба – ле – ри – на),
отхлопывая слоги. Более сложный вариант: предложить ребёнку самостоятельно
отхлопать количество слогов в слове.
Игра
«Что лишнее?»
Взрослый произносит ряды слогов па – па
– па – ба – па, фа – фа – фа – ва – фа. Ребёнок должен хлопнуть, когда
услышит лишний, (другой) слог.
5. Различение звуков.
Объяснить
ребёнку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки:
·
комарик звенит: З – З –
З,
·
вода шумит: С – С – С,
·
кузнечик стрекочет: Ц – Ц –
Ц,
·
ветер шумит: Ш – Ш –
Ш,
·
поезд едет: Ч – Ч – Ч,
·
жук жужжит: Ж – Ж – Ж,
·
собака рычит – Р – Р – Р.
Взрослый
произносит звук, а ребёнок отгадывает кто, (что) его издаёт.
Подготовила
учитель-логопед Пирожкова Е.М.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 11.04.2020
Дата обновления: 11.04.2020
Дата публикации: 15.04.2020