25.10.2020
Рассеянность – это психическое состояние,
для которого характерно отсутствие сосредоточенности , внимания.
Рассеянный ребёнок не умеет
выделять главное при наблюдении в деятельности, четкому порядку, быть
организованным и исполнительным.
Обычно рассеянность –
результат неправильного воспитания.
Если ребёнок приучен к
порядку, усвоил навыки дисциплины и организованности, привык заканчивать
начатое дело, он не может быть рассеянным. И наоборот, если родители позволяют
нарушать режим, а беспорядок в уголке ребенка и его забывчивость
расценивают как мелочи, то незаметно в поведения дошкольника появляются
неорганизованность и рассеянность.
Эти качество особенно отрицательно
скажутся в школьном возрасте. Рассеянному школьнику трудно учится, он
отвлекается, не слушает объяснения учителя, может не выполнять задания.
Рассеянный ученик часто попадает в смешные и досадные положения.
Что можно сделать, чтобы
воспитать внимание, сосредоточенность у ребенка, преодолеть его рассеянность?
Прежде всего не следует
упрекать дошкольника и наказывать его за несобранность, забывчивость,
неаккуратность. Необходимо терпеливо тренировать его в правильном
поведении, учит преодолевать свои недостатки. Для этого должен строго
соблюдаться четкий режим дня. Режим не позволяет менять занятия по настроению,
требует сосредоточивать внимание и волю на начатом деле и довести его до конца.
Приучая ребёнка к выполнению режима, ему напоминают, что нужно сделать,
контролируют его действия. Постепенное соблюдение режима войдет в привычку,
ребёнок научится ответственно относиться к различным обязанностям.
Для воспитания
сосредоточенности, внимания важно создать некоторые внешние условия и устранить
то, что может отвлечь ребенка. Родители парой сами виноваты в детской
рассеянности. Например, делают замечание ребёнку за то, что он часто
отвлекается от занятий. Но в это же время в соседней комнате они включают
музыку, и ребенок мысленно тоже с ними, временами оставляют свое занятие
и заглядывает к ним. Важно не отвлекать, детей от дела, уважать их работу.
Конечно, не всегда можно устранить то, что мешает. Иногда к помехам приходятся
приспосабливаться. Необходимо воспитывать в детях то, что в науке называется
«помехоустойчивостью», то есть приучить сохранять сосредоточенность в
любых обстоятельствах.
Проявить сосредоточенность,
внимание ребёнок может только в том, что его захватило, увлекло. Он любит
мастерить , ухаживать за комнатными растениями и животными, следить за своим
аквариумом и т.д. Поощряя такие занятия, родители внушают ребенку, что растения
если их не поливать, или рыбки, если их не обеспечить кормом, могут погибнуть.
Так у ребёнка появляется чувство ответственности. Постепенно ребёнок усваивает,
что не все дела только приятны и увлекательны, что необходимо делать и
то, что не очень интересно, но полезно семье и ему самому, что для достижения
цели нужно приложить усилия. Но нельзя перегружать детей длительными,
монотонными занятиями.
Внимательность,
сосредоточенность ребёнка лучше всего тренируется в игре. Например, возьмите
много мелких предметов ( пуговицы, гвоздики, орехи, камешки ), рассыпьте их по
столу. Пусть ребёнок постарается запомнить, какие вещи лежат на столе.
Закройте предметы бумагой и предложите сыну (дочери) назвать все, что лежит под
ней. Каждый правильно названный предмет вынимайте. Игра будет интереснее, если
в ней примут участие папа, сестренка, братишка или сверстник ребенка.
Предлагаемая игра не требует много
времени, но велико ее значение в преодоления у дошкольника рассеянности и
воспитании внимательности.
Иногда рассеянность ребёнка
вызывается болезнью, временным ослаблением всего организма. В таком случае
укрепить здоровье ребенка , наладить его питание и отдых. Рассеянность
вызывается также подавленностью, плохим настроением ребёнка. Здесь уже все
зависит от обстановки в семье, от взаимоотношений между родителями.
Если состояние рассеянности
систематически повторяется , то оно становится привычным, превращается в черту
характера, проявляется вместе с другими недостатками характера. Например,
рассеянность в учении часто связана с ленью, рассеянность в общении с людьми –
с нетактичностью и эгоизмом, рассеянность в быту – с неорганизованностью, неаккуратностью.
Чтобы этого не произошло, следует внимательно относится к психическим
состоянием своих детей и правильно их оценивать. Если ребёнок надолго
сосредоточился на своих мыслях и чувствах, его это отвлекает. Воспитывая
сосредоточенность, внимание, родители следят, на что они направлены.
Воспитание у детей воли, чувства
ответственности и долга развивает сосредоточенность и предупреждает
рассеянность.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 30.10.2020
Дата обновления: 30.10.2020
Дата публикации: 25.10.2020