01.12.2020
Дошкольный возраст – это наиболее сензитивный
период для овладения родным языком, который является не только средством и
способом общения, но и играет важную роль в развитии мышления, внимание,
памяти.
Грамматический строй речи — это взаимодействие
слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Основой для его формирования является
повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с
ними.
При формировании грамматического строя речи
ребенок должен освоить сложную систему грамматических
закономерностей путем анализа речи окружающих,
выделяя общие правила грамматики на
практическом уровне, обобщая эти правила и закрепляя их в своей речи.
Особенности
формирования грамматического строя речи.
Работа по формированию грамматического строя речи
содержит несколько направлений:
·
словоизменение – число, род, падежи;
·
словообразование – образование новых слов при помощи приставок, суффиксов,
образование новых слов с помощью различных частей речи,
образование сложных слов;
·
согласование различных частей речи
между собой;
·
фраза – использование в речи сложных
распространенных предложений с союзами, предлогами.
При общем недоразвитии речи
формирование грамматического строя происходит с большими трудностями,
чем овладение активным и пассивным словарем. У детей отмечаются стойкие ошибки
в образовании множественного числа, согласовании существительных с
числительным. Многочисленные ошибки наблюдаются при образовании новых слов;
образовании относительны прилагательных.
Нарушения грамматического строя речи могут
быть причиной многочисленных ошибок на письме и при чтении, помешают усвоению
правил русского языка.
Несмотря на сложность, грамматический
строй ребенок должен усвоить в дошкольном детстве для подготовки к школе,
полноценного общения, правильного познания окружающего мира. Без достаточного
овладения грамматическим строем невозможно развернутое рассуждение, развитие
монолога, связной речи.
На сегодняшний момент школа предъявляет
высокие требования к речевому развитию будущих учеников в связи с усложнением
программного материала. Ребенок, поступающий в школу должен владеть навыками
словоизменения и словообразования, видеть связь слов в предложении. Лучше всего
это усваивается в играх.
Игры
для формирования грамматического строя речи.
Игра «Мой,
моя, мое, мои»
Цель: закрепление согласования притяжательных местоимений с
существительными.
Ход: Назовите предметы, про которые можно сказать
«это мой» (мой карандаш), «это моя» (моя кукла), «это мое» (мое платье).
Игра «Найди по
цвету»
Цель: закрепление
согласования прилагательного и существительного в роде и числе.
Ход: Детям
предлагаются картинки или предметы разного цвета. Взрослый называет цвет. Дети
находят предметы данного цвета, которые подходят к данной форме
прилагательного. (Красное – яблоко, платье, пальто.)
Игра «Правильно
назови листья».
Лист дуба — дубовый лист, лист осины
— … лист березы — … лист клена — … лист липы — … лист яблони— …
Игра «Каким карандашом ты будешь
раскрашивать?»
Цель: закрепление согласования прилагательного с
существительным.
Ход: Детям даются нераскрашенные картинки. Дети
определяют, каким цветом и что они будут раскрашивать. Например: «Зеленым
карандашом я буду раскрашивать траву, листья на деревьях, желтым карандашом я
буду раскрашивать подсолнух, солнце и т.д.».
Игра «Назови ласково»
Цель: закрепление согласования
прилагательного с существительным, образования уменьшительных форм
прилагательных.
Ход: взрослый произносит часть фразы,
а дети ее заканчивают, добавляя слово.
Цветок красный, а цветочек красненький |
Ведро синее, а ведерко … |
Яблоко сладкое, а яблочко … |
Солнце теплое, а солнышко … |
Чашка синяя, а чашечка … |
Цыпленок пушистый, а цыпленочек … |
Игра
«Что из чего сделано?»
Цель: образование относительных
прилагательных
Ход: Взрослый говорит: «Стакан из
стекла»
Дети должны
ответить на вопрос: «Какой?», «Какая?» или «Какое?» (стеклянный стакан) Стакан
из стекла — стеклянный, сковорода из чугуна — чугунная, ложка из дерева —
деревянная и т.д.
Заключение.
Родителям необходимо внимательно относиться к речи ребенка, своевременно
обращаться к специалистам при наличии стойких нарушений в речи ребенка.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 09.12.2020
Дата обновления: 09.12.2020
Дата публикации: 01.12.2020