01.12.2020
Дети пятого года жизни активно осваивают счёт, пользуются числами, осуществляют
элементарные вычисления по наглядной основе и устно, осваивают простейшие временные и
пространственные отношения, преобразуют предметы различных форм и размеров. Ребенок, не
осознавая того, практически включается в простую математическую деятельность, осваивая при
этом свойства, отношения, связи и зависимости на предметном и числовом уровне.
Активность ребенка, направленная на познание, реализуется в содержательной
самостоятельной игровой и практической деятельности, в организуемых воспитателем
познавательных и развивающих играх.
Взрослому необходимо создать условия и обстановку, благоприятные для вовлечения
ребенка в деятельность сравнения, сосчитывания, воссоздания, группировки, перегруппировки
и т.д. При этом инициатива в развертывании игры, действия должна принадлежать ребенку.
Воспитатель же должен анализировать ситуацию, направлять процесс ее развития,
способствовать получению результата.
Необходимо, чтобы ребенка окружали игры, развивающие его мысль и приобщающие
его к умственной деятельности. Например, игры: «Логическое домино», «Сложи узор»,
«Лабиринт» и другие. Нельзя обойтись и без дидактических пособий. Они помогают ребенку
вычленить анализируемый предмет, увидеть его во всем многообразии свойств, установить
связи и зависимости, определить отношения сходства и отличия. К дидактическим пособиям,
выполняющим аналогичные функции, относятся палочки Кюизенера, логические блоки
Дьенеша и другие.
Играя и занимаясь с детьми, воспитатель способствует развитию у них умений и
способностей:
оперировать свойствами, отношениями предметов, числами; выявлять простейшие
изменения и зависимости их по форме, размеру;
сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить, вычленять закономерности
чередования и следования, оперировать в плане представлений, стремиться к
творчеству;
проявлять инициативу в деятельности, самостоятельность в уточнении или
выдвижении цели, в ходе рассуждений, в выполнении и достижении результата;
рассказывать о выполненном или выполняемом действии, разговаривать с
взрослыми, сверстниками по поводу содержания игрового (практического) действия.
Игровая мотивация должна активно использоваться воспитателем в организации
деятельности детей. Все виды занятий либо проходят в форме игры, либо содержат игровые
ситуации и действия. В силу особенностей мышления среднего дошкольника, предпочтение
отдается наглядным, игровым и практическим методам обучения. Словесные методы
сопровождаются разнообразными формами наглядности и практической деятельностью детей.
Целесообразно проведение занятий по подгруппам.
Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у детей большой
интерес. Ребята могут, не отвлекаясь, по долгу упражняться в преобразовании фигур,
перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу или собственному замыслу.
На таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность,
наблюдательность, находчивость, сообразительность; вырабатывается усидчивость;
развиваются конструктивные умения.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования
занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль занимательного математического
материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего
развития и воспитания:
активизировать умственную деятельность;
2
заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей;
развивать ум, расширять и углублять математические представления;
закреплять полученные знания и умения.
Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений.
Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда
занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное отношение к ней,
что и стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель - сложить,
найти нужную фигуру, преобразовать,- которая увлекает его.
Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном
возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение их –
обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов,
чисел, геометрических фигур, направлений и т.д. Каждая из игр решает конкретную задачу
совершенствования математических (количественных, пространственных, временных)
представлений детей. Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий
как одно из средств реализации программных задач.
В развитии у детей математических представлений широко используются занимательные
по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются
необычностью постановки задачи (найти, догадаться), неожиданностью преподнесения ее от
имени какого-либо литературного сказочного героя (Чебурашки, Буратино и т.д.). Назначение
дидактических игровых упражнений – упражнять детей с целью выработки умений и навыков.
Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у
детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, логике и доказательности
рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на
проблеме.
Во время своей практической деятельности большое внимание я уделяется
формированию у детей элементарных математических навыков путем использования
занимательного математического материала. Такой материал включается в основную часть
занятий по формированию математических представлений, в конце занятий, когда снижается
умственная активность детей, а также для организации самостоятельной деятельности детей.
Так, для закрепления представлений о геометрических фигурах, их преобразовании
целесообразно использовать головоломки, например:
1) Какой предмет лишний?
Ответ: круг, так как у него нет углов.
1) Переложить одну палочку так, чтобы домик был повернут в другую сторону:
1) Убрать две палочки так, чтобы осталось два неравных квадрата:
3
1) Какой фигуры не хватает?
Загадки, задачи – шутки уместны в ходе обучения решению арифметических задач,
действий над числами, например:
1) Сколько клювов у кошки? Ответ: ни одного.
2) Ежик по лесу шел
На обед грибы нашел:
Два – под березой,
Один у осины.
Сколько их будет
В плетеной корзине? Ответ: три.
Для самостоятельной деятельности детей мною предложены игры, направленные на
закрепление математических знаний, полученных на занятиях, и на развитие логического
мышления:
─ «Учимся считать до десяти»
─ «Числовые домики»
─ «Угадай-ка»
─ «Подбери заплатку»
─ «Логическое домино»
─ «Собери картинку» и другие.
В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои
действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом
творчество. Такая работа обеспечивает активизацию мыслительной деятельности
ребенка, развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства,
в какой бы сфере он ни трудился.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 10.12.2020
Дата обновления: 10.12.2020
Дата публикации: 01.12.2020