Консультация для родителей учителя-дефектолога Гриб М.В. "Формирование элементарных математических навыков у детей пятого года жизни"

01.12.2020

Дети пятого года жизни активно осваивают счёт, пользуются числами, осуществляют

элементарные вычисления по наглядной основе и устно, осваивают простейшие временные и

пространственные отношения, преобразуют предметы различных форм и размеров. Ребенок, не

осознавая того, практически включается в простую математическую деятельность, осваивая при

этом свойства, отношения, связи и зависимости на предметном и числовом уровне.

Активность ребенка, направленная на познание, реализуется в содержательной

самостоятельной игровой и практической деятельности, в организуемых воспитателем

познавательных и развивающих играх.

Взрослому необходимо создать условия и обстановку, благоприятные для вовлечения

ребенка в деятельность сравнения, сосчитывания, воссоздания, группировки, перегруппировки

и т.д. При этом инициатива в развертывании игры, действия должна принадлежать ребенку.

Воспитатель же должен анализировать ситуацию, направлять процесс ее развития,

способствовать получению результата.

Необходимо, чтобы ребенка окружали игры, развивающие его мысль и приобщающие

его к умственной деятельности. Например, игры: «Логическое домино», «Сложи узор»,

«Лабиринт» и другие. Нельзя обойтись и без дидактических пособий. Они помогают ребенку

вычленить анализируемый предмет, увидеть его во всем многообразии свойств, установить

связи и зависимости, определить отношения сходства и отличия. К дидактическим пособиям,

выполняющим аналогичные функции, относятся палочки Кюизенера, логические блоки

Дьенеша и другие.

Играя и занимаясь с детьми, воспитатель способствует развитию у них умений и

способностей:

 оперировать свойствами, отношениями предметов, числами; выявлять простейшие

изменения и зависимости их по форме, размеру;

 сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить, вычленять закономерности

чередования и следования, оперировать в плане представлений, стремиться к

творчеству;

 проявлять инициативу в деятельности, самостоятельность в уточнении или

выдвижении цели, в ходе рассуждений, в выполнении и достижении результата;

 рассказывать о выполненном или выполняемом действии, разговаривать с

взрослыми, сверстниками по поводу содержания игрового (практического) действия.

Игровая мотивация должна активно использоваться воспитателем в организации

деятельности детей. Все виды занятий либо проходят в форме игры, либо содержат игровые

ситуации и действия. В силу особенностей мышления среднего дошкольника, предпочтение

отдается наглядным, игровым и практическим методам обучения. Словесные методы

сопровождаются разнообразными формами наглядности и практической деятельностью детей.

Целесообразно проведение занятий по подгруппам.

Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у детей большой

интерес. Ребята могут, не отвлекаясь, по долгу упражняться в преобразовании фигур,

перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу или собственному замыслу.

На таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность,

наблюдательность, находчивость, сообразительность; вырабатывается усидчивость;

развиваются конструктивные умения.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования

занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль занимательного математического

материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего

развития и воспитания:

 активизировать умственную деятельность;

2

 заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей;

 развивать ум, расширять и углублять математические представления;

 закреплять полученные знания и умения.

Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений.

Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда

занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное отношение к ней,

что и стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель - сложить,

найти нужную фигуру, преобразовать,- которая увлекает его.Хочу такой сайт

Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном

возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение их –

обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов,

чисел, геометрических фигур, направлений и т.д. Каждая из игр решает конкретную задачу

совершенствования математических (количественных, пространственных, временных)

представлений детей. Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий

как одно из средств реализации программных задач.

В развитии у детей математических представлений широко используются занимательные

по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются

необычностью постановки задачи (найти, догадаться), неожиданностью преподнесения ее от

имени какого-либо литературного сказочного героя (Чебурашки, Буратино и т.д.). Назначение

дидактических игровых упражнений – упражнять детей с целью выработки умений и навыков.

Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у

детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, логике и доказательности

рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на

проблеме.

Во время своей практической деятельности большое внимание я уделяется

формированию у детей элементарных математических навыков путем использования

занимательного математического материала. Такой материал включается в основную часть

занятий по формированию математических представлений, в конце занятий, когда снижается

умственная активность детей, а также для организации самостоятельной деятельности детей.

Так, для закрепления представлений о геометрических фигурах, их преобразовании

целесообразно использовать головоломки, например:

1) Какой предмет лишний?

Ответ: круг, так как у него нет углов.

1) Переложить одну палочку так, чтобы домик был повернут в другую сторону:

1) Убрать две палочки так, чтобы осталось два неравных квадрата:

3

1) Какой фигуры не хватает?

Загадки, задачи – шутки уместны в ходе обучения решению арифметических задач,

действий над числами, например:

1) Сколько клювов у кошки? Ответ: ни одного.

2) Ежик по лесу шел

На обед грибы нашел:

Два – под березой,

Один у осины.

Сколько их будет

В плетеной корзине? Ответ: три.

Для самостоятельной деятельности детей мною предложены игры, направленные на

закрепление математических знаний, полученных на занятиях, и на развитие логического

мышления:

─ «Учимся считать до десяти»

─ «Числовые домики»

─ «Угадай-ка»

─ «Подбери заплатку»

─ «Логическое домино»

─ «Собери картинку» и другие.

В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои

действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом

творчество. Такая работа обеспечивает активизацию мыслительной деятельности

ребенка, развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства,

в какой бы сфере он ни трудился.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 10.12.2020

Дата обновления: 10.12.2020

Дата публикации: 01.12.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».