12.12.2021
Когда ребенок идет в школу, каждый родитель задумывается над вопросом: нужно ли научить его читать и писать.
В наше время «рынок» коррекционно-педагогических услуг весьма разнообразен и стихиен: появилось много авторских программ и методических разработок по обучению грамоте. Естественно, есть разумные и полезные для ребенка методики.
Все содержание обучения грамоте реализуется через упражнения, предлагаемые детям в занимательной, игровой форме, с включением элементов соревнования.
Чтение – это сложный процесс, состоящий из ряда операций: опознания буквы, ее связи со звуком, соединение букв в слоги, слогов в слова.
Чем раньше ребенок овладевает грамотой, тем меньше проблем у него с обучением в школе, тем успешнее оно протекает, дает больше «положительных» эмоций, реже возникают трудности. И даже в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, раннее обучение чтению благоприятно влияет на их речевое развитие. Во-первых, буква в отличие от звука имеет постоянный образ, поэтому звуки легче автоматизировать через чтение в слогах, словах, фразах. Во-вторых, развивается аналитико-синтетическая деятельность. В-третьих, уточняется, обогащается словарь, ребенок овладевает навыками словоизменения и словообразования. В-четвертых, появляется уверенность в себе, исчезает негативное отношение к школе, страх неудачи, опасение получить плохие оценки.
Следует отметить, что при раннем обучении чтению важно воспитывать у ребенка уверенность в себе, собственных силах, успешность, желание использовать приобретенные навыки в повседневной жизни (нахождение знакомых букв, чтение афиш, заголовков в газетах). Такие занятия с родителями доставят ему удовольствие и будут стимулировать дальнейшее обучение.
Обучение детей элементам грамоты вводится со средней группы. В своей работе мы включали следующие упражнения:
• составление букв из палочек; выкладывание из шнурков, лепка и вырезание букв, «рисование» в воздухе;
• нахождение правильно изображенной буквы;
• узнавание букв, наложенных друг на друга;
• разгадывание ребусов, кроссвордов.
Причем дидактические игры, так или иначе, связанные с грамотой мы проводили в свободное от занятий время. Например, игра «Назови слово на заданный звук» развивает у детей не только звукобуквенный анализ и фонематический слух, но и внимание, выдержку, а также пополняет их словарный запас. Ребенку нужно услышать звук, придумать слово, да еще и не повторить за товарищем. А в итоге заработать звезду за правильный ответ. Очень нравится воспитанникам игра «Телеграф». Здесь главное не ошибиться в хлопках, ведь каждый хлопок – это слог.
В старшей группе мы знаем ужу много букв. И чтобы они лучше нам запомнились, мы не только печатаем их на бумаге, но и выкладываем ленточками, шнурками, крупой и даже лепим их из пластилина и теста. Такое занятие, как правило, затягивается по времени. Нашим ребятам очень нравится выкладывать буквы.
Вот так, небольшими шагами, ребята группы «Непоседы» готовятся стать настоящими школьниками. Удачи, вам!
Воспитатели: Емельянова А.И., Коваленко В.А.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 27.12.2021
Дата обновления: 27.12.2021
Дата публикации: 12.12.2021