Взаимосвязь в работе учителя-дефектолога, учителя-логопеда и педагога-психолога при осуществлении коррекционно-развивающей деятельности.

12.03.2022

Тема взаимодействия учителя-дефектолога, учителя-логопеда и педагога-психолога в последнее время стала более актуальной. 

      Отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности часто сопровождаются снижением познавательной активности ребенка, недостаточной ориентировкой в фактах и явлениях окружающей действительности, бедностью содержания коммуникативной, игровой и творческой деятельности.

     У детей при сниженом интеллекте, имеющих речевые проблемы, зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности, снижение  объёма запоминания и воспроизведения материала, внимание становится неустойчивым, психические процессы истощаются, снижается уровень обобщения и осмысления действительности. У детей появляются сложности со связной речью. Со стороны эмоционально-волевой сферы часто наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения. 

    Такие дети нуждаются в особых психологических и коррекционно-педагогических условиях развития и обучения.

    Коррекционно-развивающий процесс предполагает исправление (преодоление) недостатков умственного и физического развития, совершенствование психических и физических функций, сохранной сенсорной сферы и нейродинамических механизмов компенсации дефекта.

     Основная задача  специалистов МБДОУ №10 обеспечить каждому ребенку с нарушениями интеллекта максимальный уровень физического, умственного и нравственного развития; организовать учебно - воспитательную работу, направленную на коррекцию, компенсацию и предупреждение вторичных отклонений в развитии и подготовке детей к обучению в школе с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.

 Целью совместной работы учителя-дефектолога, учителя-логопеда и педагога-психолога является тесное взаимодействие в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующее речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка. 

Общие задачи:  Создать модель коррекционно-развивающей деятельности специалистов, как условие

• интеллектуального и личностного развития ребенка.  Обозначить основные направления взаимодействия коррекционно-развивающей деятельности специалистов.  

• Разработать систему работы и формы взаимодействия дефектолога, логопеда и психолога в условиях дошкольной образовательной среды. 

 Совместная работа специалистов начинается уже на этапе первичного обследования ребенка. Целью первичного обследования является изучение особенностей речевого, физического и моторного развития детей, уровня когнитивных процессов, сформированности разных видов детской деятельности, особенностей личностного развития. Каждый из специалистов принимает участие в обследовании ребенка на своем уровне. 

     Обследование детей выявляет у многих из них характерные недостатки в развитии познавательной сферы, обусловленные речевым дефектом, низкой умственной и физической работоспособностью.

Коррекцию интеллектуальных нарушений осуществляет учитель-дефектолог.

Задачи учителя дефектолога:

  • Углубленная диагностика развития познавательной деятельности ребенка.

•  Систематическая коррекционная и развивающая работа с детьми в соответствии с их индивидуальными программами по следующим направлениям: - развитие психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления); - развитие речи; - развитие моторики; - развитие математических способностей; - расширение кругозора. 

•   Прослеживание динамики развития детей.

•  Оценка интеллектуальной готовности к обучению в школе.

•  Формирование у педагогического коллектива и родителей информационной готовности к коррекционной работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды.  • Координация усилий педагогов и родителей, контроль качества проведения ими работы с детьми 

     У детей со стороны эмоционально-волевой сферы наблюдается повышенная возбудимость или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость. Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение и взаимодействие не будут эффективными, если его участники не способны управлять своими эмоциям.

    Педагог-психолог осуществляет психологическое сопровождение детей с ОВЗ. Разрабатывает рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, проводит мероприятия, способствующие повышению профессиональной компетенции педагогов, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач. Хочу такой сайт

Задачи работы учителя-логопеда

Изучение уровня речевого, познавательного, физического развития и индивидуально -типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них. 

 • Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами.  Оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к школьному обучению. 

 •Развитие слухового внимания и фонематического слуха

.•  Обогащение словарного запаса.

•  Совместная деятельность специалистов особенно важна в работе с детьми с нарушениями в развитии, так как психолог и дефектолог не только могут совместно осуществлять психолого -педагогическое сопровождение детей данной категории, но и грамотно скоординировать работу всех педагогов и воспитателей ДОУ, родителей с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников.

       Таким образом, согласованность действий учителя-дефектолога, учителя-логопеда и педагога-психолога позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития. Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями развития к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.

      Достижение эффективности в коррекционно – воспитательной работе возможно за счет взаимодействия всех участников педагогического процесса и в совместном решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач. 

      Таким образом, коррекционно – развивающая работа с детьми с ОВЗ предполагает взаимодействие специалистов и носит комплексный характер.

                                                                                           Учитель - дефектолог М.В.Гриб

                                                                                           Учитель - логопед М.И.Поваляева

                                                                                           Педагог - психолог Е.В.Слободян 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 14.03.2022

Дата обновления: 14.03.2022

Дата публикации: 12.03.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».