26.03.2022
Простыми словами, проприоцепция — это способность нашего тела знать, где оно находится в настоящий момент (это еще называют схемой тела). И так же как мы видим при помощи глаз (зрения), проприоцепция помогает нам понять, где находится наше тело (положение руки, ноги, головы и т.д.), благодаря рецепторам, которые расположены в мышцах и суставах. Наше зрение стимулируют яркие огни и движущиеся объекты, а проприоцепцию стимулирует давление на рецепторы по всему телу. Каждый раз, когда мы протискиваемся через узкое пространство, обнимаем кого-то, прыгаем, мы получаем проприоцептивную стимуляцию.
Наша проприоцептивная система помогает пройти через комнату, не натыкаясь на мебель, подняться по шведской стенке в гимнастическом зале, удержать в руках ручку или карандаш. Чтобы сделать хоть что-нибудь мы всегда должны знать, где находится каждая часть нашего тела и как ее перенести в нужное место в нужный момент. Проприоцепция играет огромную роль в этом деле и ее развитие просто необходимо для всех детей.
Как понять, что ребенку нужны занятия на развитие проприоцепции?
Развитие проприоцепции — важная часть работы с ребенком, имеющим сенсорные проблемы, поскольку это единственный вид стимуляции который, если им пользоваться правильно, помогает успокоиться и сконцентрироваться практически в любой ситуации. Подавляющему большинству детей это нравится и многие ищут подобных ощущений. И даже если у вашего ребенка нет сенсорных проблем, проприоцепция все равно поможет им развиваться более активно, а так же успокоиться в сложной ситуации и расслабиться перед отходом ко сну.
Вашему ребенку особенно пойдут на пользу задания на развитие проприоцепции, если они относятся к одной из двух категорий:
1. Ищущие проприоцептивной стимуляции:
Эта категория встречается чаще всего. Ищущие - те, кто пытается получить как можно больше проприоцептивных ощущений, как будто тело недополучает стимуляции (иногда детей, ищущих подобных ощущений, описывают как гиперактивных).
Давайте однако посмотрим, что часто делают дети, которые находятся в поиске проприоцептивных ощущений: все жуют, прячутся в узких местах, любят тяжелые одеяла, играют в игры, на наш взгляд «неправильные» ( т.е. «бесятся», машут руками, натыкаются друг на друга), намеренно во все врезаются, всегда стараются запрыгнуть на диван или кровать, легко нарушают личные границы других людей, крепко вцепляются в карандаш, когда пишут или рисуют.
2. Признаки того, что ребенок плохо чувствует сигналы собственного тела:
Эта группа менее распространена, но вполне вероятно, что эти особенности вы встретите у своего ребенка. Плохое ощущение тела означает, что сенсорный стимул, в этом случае идущий из проприоцептивной системы, не распознается. Как будто мозг взял и отключил этот канал. Давайте посмотрим, какие особенности могут отличать таких детей: неуклюжесть; вялость; нежелание вставать по утрам; врезается в стены и мебель, как будто не видит их; очень завышенный болевой порог.
Если у вашего ребенка есть несколько признаков из этого списка или списка выше, занятия на развитие проприоцепции - как раз то, что им нужно, чтобы удовлетворить потребности в стимуляции и поддержать процесс развития.
Предлагаю ряд занятий с детьми, которые может выполнить любой родитель. Многое делаете со своими детьми (прыгаете, бегаете, танцуете), но делаете это спонтанно, не преследуя определенной цели. Я предлагаю вам действовать целенаправленно, развивая и стимулируя проприоцептивные ощущения.
1. Прыжки
- На двух ногах, затем на одной поочередно меняя. (На полу, матах, батуте);
- с Использование прыгуна Pogo (простые прыжки, прыжки в заданном направлении, по классикам – с цифрами буквами.
2. Бег
- в определенном направлении и темпе;
- в определенном направлении с остановкой по команде;
- с определенным ограничением (в обруче, парами, с игрушкой – машинкой, коляской).
3. Лазание
- под дуги, в обручи, лабиринты, (отдельно и чередуя);
- по шведской стене (простым способом, с применением очередности перекладин и захватов);
- «Паутинка» из веревки;
- по гимнастической скамье (с различными приемами подтягивания);
- лесенки («Радуга», «Пузыри», «Арки»);
- по стене «Скалодром».
- по перекладинам с задержкой в позе «Вис» - с поднятием одно – двух ног, на одной руке.
4. Топанье
- под определенный ритм и темп;
- с речевыми упражнениями;
- повторяя ритмический рисунок по образцу.
5. Балансирование
- на большом мяче прыгуне;
- на фитболе и медболе;
- на балансборде;
- на балансировочных тренажерах;
- на балансировочных мячах для джампинга.
6. Ходьба
- «Крабом» вперед, назад, с удержанием мяча в области живота;
- с использованием степ платформ.
7. Ползание
- через туннели;
- через полосу препятствий.
8. Питье через соломинку (густые напитки – кефир, ряженка, йогурт).
9. Сжимание
- антистрессовые мячики;
- массу для лепки;
- эспандер.
10. Растягивание с использование ленточного эспандера (двумя руками
в разные стороны; одной ногой назад, вперед; с помощью рук и ног в положении лежа, сидя, стоя; в паре).
11. Jumping jacks (движение, когда в прыжке ноги ставят на ширину плеч и одновременно поднимают руки, а потом возвращаются обратно)
12. Отжимания от пола, от стула.
13. Играть в «Носке совы» (на английском это называется body sock - эластичный мешок в который ребенок может забраться целиком - у нас аналог называется «Носок совы»).
14. Толкать/тянуть тяжелые предметы (утяжеленные мячи, коляски с грузом, машинку и т.п.), перетягивать каната.
15. Оказывать посильную помощь при работе в природе (работать граблями, сгребать снег, разметать песок или листья, собирать опавшие листья в тачку или ведерко и .д.).
16. Задания на развитие глубокой чувствительности
Такие задания, как правило, не требуют активного участия ребенка и хорошо успокаивают. Их часто используют, когда ребенку трудно усидеть на месте или переключаться с одного задания на другое. Но не все дети относятся к таким занятиям хорошо. Здесь дается много тактильной стимуляции, и если ребенок чувствителен к такого рода стимулам, вероятнее всего это не лучшая стратегия для него.
Прислушивайтесь к ребенку, он даст вам понять, что к чему.
- обнимать и обниматься;
- заворачиваться в плед как в блинчик;
- сидеть с утяжеленной подушкой или игрушкой на коленях;
- надевать тяжелые или сдавливающие жилеты (нужно убедиться, что вы выбрали правильный размер, и подходящий вес);
- протискиваться через узкие места;
- лежать под тяжелыми предметами (диванными валиками, подушками, тяжелыми одеялами (они достаточно дорогие, но если ребенку это подходит - покупка стоит того);
- массировать кого-то или получать массаж (при наличии необходимой подготовки взрослого и его непосредственного контроля) ;
- проминание суставов (при специальной подготовке взрослого)
17. Сидеть или стоять на ортопедической подушке (прекрасно подходит для тех, кто не может усидеть на месте).
Помните о том, что утяжеленные одеяла, игрушки и подушки можно использовать не более 20 минут, после этого срока тело адаптируется к их весу. Если это допустимо, тяжелым одеялом можно накрывать ребенка и во время сна (необходима консультация специалистов).
Прежде чем предлагать ребенку задания на развитие проприоцепции учтите следующее:
1. Все задания и занятия из списков выше можно использовать ровно столько, сколько нужно именно вашему ребенку. Если вы не уверены, что ему «нужно» подобное вмешательство, очень рекомендую обратиться к специалистам и узнать как можно больше информации о сенсорной диете.
Под «сенсорной диетой» принято понимать содержательный план занятий, упражнений и т.п. для насыщения ребенка сенсорными стимулами по всем модальностям, опираясь при этом на понимание иерархии сенсорной интеграции в процессе развития ребенка. То есть, в первую очередь, специалист должен определить специфику и локализацию сенсорных нарушений, проанализировать, каких ощущений этому ребенку не хватает.
Далее специалист может рекомендовать для ребенка «сенсорную диету», то есть восполнение дефицита проприоцептивных (зрительных, слуховых, обонятельных, тактильных, вкусовых, или вестибулярных) ощущений.
«Сенсорная диета» не очень приятно звучит, кому понравится сидеть на диете, но сенсорная диета это довольно простой прием, который в серьез изменяет качество жизни ребенка.
2. Эти задания подходят для детей любого возраста, но следует, все же, адаптировать их под уровень развития вашего ребенка.
3. Около половины из предложенных заданий ребенок должен контролировать сам. Таким образом, он решает насколько интенсивным может быть воздействие и как долго оно должно длиться, как долго будет прыгать на балансире или топать под вами определяемый ритм. Это наилучший вариант, так как ребенок лучше всего понимает, какой уровень стимуляции лучше всего отвечает его потребностям. Но есть и пассивные занятия, такие как массаж или проминание. Это тоже полезно и может быть просто необходимо. Внимательно следите за реакцией ребенка, чтобы он не чувствовал дискомфорта.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 27.03.2022
Дата обновления: 31.03.2022
Дата публикации: 26.03.2022