Консультация для родителей учителя-логопеда Карабиной В.Е. «Словесные игры, направленные на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста»

02.03.2022

Цель: Активно владеть бытовым словарем; точно и правильно использовать слова, обозначающие названия предметов быта и природы, их свойства и качества, строение, материал и его особенности.

Правила: Каждая игра начинается со слов: «Я назову (расскажу)... — вы назовѐте (расскажете)...». Образец — первая игра, далее для краткости изложения эти слова опускаются.

«Назови части предмета»

Стул — у стула мягкое или твѐрдое сиденье, спинка и четыре ножки;

шкаф — у шкафа три стенки: задняя и две боковые, верх, дно, дверь (дверки), ножки; внутри шкафа — полочки и вешалки.

«Что нужно человеку этой профессии?»

Плотнику - пила, молоток, клещи, топор, рубанок, верстак…; стекольщику — молоток и гвозди;

парикмахеру — ножницы, расчѐски, фен, зеркало….

«Кого позовѐм?»

Если погас свет — позовѐм электрика;

заболел ребѐнок — врача;

пахнет газом — газовщика;

срочно надо поехать куда-то — таксиста;

нет воды в кранах или они текут — водопроводчика; кран или замок в дверях не работают - слесаря; побелить или покрасить стены — маляра...

«Кто играет на этом инструменте?»

Играет на рояле - пианист,

на баяне - баянист, на скрипке - скрипач, на гитаре - гитарист,

на гармошке -гармонист.

«Кто что делает»

Паркетчик настилает паркеты;

сварщик сваривает трубы и другие железные предметы, необходимые при строительстве дома;

продавец продает товар…

«Узнай по описанию и объясни»

Если им провести по бумаге, то останется след — это карандаш;

сидит за рулѐм, везѐт людей — таксист, водитель;

большой, круглый катится по полю, а за ним все бегают — футбольный мяч….

«Назови месяцы»

Я назову время года, а ты — месяцы: осень — сентябрь, октябрь, ноябрь; лето — июнь,

 

июль, август и т. д.

Я назову месяц, а ты — время года: январь — зима, март — весна...

Какое время года вам больше нравится? Почему?

«Когда это бывает»

1 вариант: Жарко — летом, холодно — зимой, становится теплее— весной, холоднее — осенью, тѐплый дождик — летом, холодный дождь — осенью, грозы (гром и молния) — летом или в конце весны и др.

2 вариант: Летом — жарко, ярко светит солнце...

«Когда чем занимаются?»

1. Осенью — собирают урожай, заготавливают корм для домашних животных...

2. Сажают на огородах овощи — в конце весны, работают комбайны — летом; дети катаются на санках — зимой; загорают на пляже — летом и др.

«Какие повадки у домашних животных в разное время года?»Хочу такой сайт

Коровы пасутся на лужайке — летом; животные питаются сеном — зимой; травой, сеном —

поздней осенью.

«Повадки диких животных»

Белка запасает орешки — осенью; медведь убегает от пчѐл — летом. (Почему убегает?) Заяц- беляк бежит от лисы — зимой; заяц-русак сидит под кустиком и дрожит — летом, осенью. (Почему заяц меняет цвет?) Лоси подходят к стогам сена, ближе к жилью человека — зимой. (Когда холодно и много снега, люди помогают травоядным животным выжить, подкармливая их сеном.) Хищные звери догоняют ослабленных и больных животных, питаясь их мясом, — в любое время года.

«Что мы знаем о птицах?»

1. Птицы улетают в тѐплые края — осенью; подлетают ближе к жилью, ищут помощи у людей (когда им холодно и голодно) — зимой…

«Как одеваемся?»

1. Тѐплая шапка, шуба — зимой; платье с короткими рукавами — летом. Лѐгкая куртка —

весной, осенью; тѐплые ботинки, сапоги — зимой.

2. Что надеваешь на себя летом? Как одеваешь куклу, братика? Какая одежда вам больше нравится? Почему? Что легче надевать?

«Назови три главных слова»

… о зиме: снег, мороз, санки;

.. о лете: пляж, река, лодка и т. д.

«Что бывает?»

Зимой — вьюги, метели, сугробы; летом — жара, дожди, грозы; весной...;

осенью...

«Что это?» Персик — фрукт, редиска — овощ, малина — ягода.

«Какого цвета?»

 

Свѐкла — красная Огурец — зелѐный Помидор - красный

Апельсин — оранжевый……

«Какой на вкус?» Абрикос — сладкий, лимон — кислый,

редька — горькая……

«Какая у плода форма?»

Яблоко — круглое;

груша формой напоминает лампочку;

морковь — длинная, верхний конец толще, нижний заострѐнный……

«Что едим: вершки — корешки?»

Капуста — вершки, свѐкла — корешки…

«Что лишнее?»

Персики, слива, вишня, помидоры, черешня (все остальные — ягоды, а это овощ);

свѐкла, морковь, картофель, помидоры (помидоры, так как они растут на кустах, а остальные овощи — в земле).

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 30.03.2022

Дата обновления: 30.03.2022

Дата публикации: 02.03.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».