17.03.2022
Воспитывать ребенка с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью нелегко. Вас может сердить и расстраивать поведение и плохая учеба Вашего ребенка, у Вас может сложиться впечатление, что Вы – плохой родитель. Эти чувства вполне понятны, но неоправданны. Дети с СДВГ испытывают трудности в концентрации внимания и в связи с этим не всегда могут справлять с учебными заданиями. Они делают ошибки по невнимательности, не обращают внимания и не слушают объяснений. Иногда они могут проявлять чрезмерную подвижность, вертеться, вставать, совершать много ненужных действий, вместо того, чтобы сидеть спокойно и сосредоточиться на учебе или других занятиях. Вот некоторые игры и упражнения, которые способствуют выработке внимательности и усидчивости у детей с СДВГ.
Расставь посты
Цель: Развивать навыки волевой регуляции, способность концентрировать внимание на определенном сигнале.
Дети под музыку маршируют друг за другом. Впереди идет командир, который выбирает направление движения. Как только он хлопнет в ладоши, идущий последним должен немедленно остановиться. Все остальные продолжают марширо вать и слушать команды. Так командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (в линейку, по кругу, по углам и т.д.). Чтобы слышать команды, дети должны передвигаться бесшумно.
Шапка-невидимка
В течение 3 секунд надо запомнить все предметы, собранные под шапкой, и затем перечислить их.
Попробуй, собери.
По полу рассыпаются шишки, каштаны или другие предметы. Игрокам предлагают собрать их с помощью вспомогательных предметов. Например, каштаны собирать руками, а шишки с помощью лопаточки. Можно использовать перчатку, которая надевается на одну из рук: одни предметы дети собирают «голой» рукой, другие - рукой в перчатке.
4. Аисты - лягушки.
Цель: тренировка внимания, контроль двигательной активности.
Условия игры. Все игроки идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу “аиста” (стоять на одной ноге, руки в стороны). Когда ведущих хлопнет два раза, игроки принимают позу “лягушки” (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.
Примечание: Можно придумать другие позы, можно использовать гораздо большее количество поз – так игра усложняется. Пусть дети сами придумывают новые позы.
Игра “Запрещенный цвет”
Геометрические фигуры разного цвета разбросаны по залу. Педагог называет цвет, например красный, а все играющие должны собрать как можно больше фигур любого цвета, кроме указанного.
Игра “Рюкзачок бежит по кругу”.
Для игры потребуется рюкзачок, в котором находятся различные предметы (расческа, шарф, перчатка, лопатка, ложка и т.д.). Дети стоят в круге. Педагог подает сигнал (слово, хлопок, музыка и др.), по которому игроки начинают передавать рюкзачок друг другу по кругу. По второму сигналу движение прекращается. Тот, у кого оказался рюкзачок, должен взять предмет из рюкзака и выполнить с ним действие, согласно его функциональному назначению.
Корректурные задания
Ребенку предлагают находить и вычеркивать определенные буквы (цифры, знаки) в печатном тексте. Это основной тип упражнений, в которых ребенок имеет возможность почувствовать, что значит «быть внимательным» и развивать состояние внутреннего сосредоточения. Например, в течение 2-3 минут нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы «А». По мере овладения игрой правила усложняются: меняются отыскиваемые буквы, по-разному зачеркиваются и др.; одновременно отыскиваются две буквы, одна зачеркивается, вторая подчеркивается и др.
Эти задания рекомендуется проводить в форме игры, придерживаясь следующих правил:
1. Игра проводится в доброжелательной атмосфере. Младших детей можно дополнительно заинтересовать этими занятиями, предложив им тренироваться быть внимательными еще и для того, чтобы стать хорошими шоферами, летчиками, врачами (предварительно выяснив, кем они хотят быть).
2. Проигрыш не должен вызывать чувства неудовольствия, поэтому можно ввести веселые «штрафы»: столько раз промяукать, сколько сделал ошибок, прокукарекать, проскакать на одной ножке и т.п.
3. Время проведения занятия ни в коем случае не должно превышать 5 минут.
Игра “Летает – не летает”.
Дети сидят в круге. Ведущий называет предметы. Если предмет летает – дети поднимают руки, хлопают, топают и т.д. Можно использовать различные обобщающие понятия: «Если я назову одежду (посуду, транспорт и т.д.), вы хлопаете».
Молчу - шепчу – кричу.
Гиперактивным детям трудно регулировать свою речь - они часто говорят на повышенных тонах. Это упражнение развивает способность осознанно регулировать громкость своих высказываний, стимулируя ребенка говорить то тихо, то громко, то вовсе молчать. Выбирать одно из этих действий ему предстоит, ориентируясь на тот знак, который вы ему показываете. Заранее договоритесь об этих знаках. Например, когда вы прикладываете палец к губам, то ребенок должен говорить шепотом. Если вы положили руки под голову, как во время сна, ребенку следует замолчать и замереть на месте. А когда вы поднимете руки вверх, то можно разговаривать громко, кричать и бегать. Для проведения упражнения следует выбрать хорошо знакомое ребенку небольшое стихотворение и предложить его рассказывать. Взрослый должен показывать условный знак, побуждая ребенка контролировать громкость своей речи.
Примечание. Эту игру лучше заканчивать на этапе "молчу" или "шепчу", чтобы снизить игровое возбуждение при переходе к другим занятиям.
10. Упражнение "Лягушка"
Положить руки на пол (стол). Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять положение рук. Усложнение упражнения состоит в ускорении.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 31.03.2022
Дата обновления: 31.03.2022
Дата публикации: 17.03.2022