Консультация для родителей учителя-логопеда Карабиной В.Е. «Загадки, как средство развития речи детей»

28.10.2022

Что такое загадка? Энциклопедический словарь определяет её как

«замысловатый вопрос или иносказание, требующие ответа, выраженные в краткой или занимательной форме, иногда стихотворений». Иносказание, метафоричность загадки и делают её замысловатой.

 

Для работы с детьми используются загадки о животных и растительном мире, о предметах домашнего обихода, игрушках, явлениях природы. При этом к ним необходим дифференцированный подход. Некоторые загадки содержат нетипичные признаки предмета или явления и поэтому допускают различные толкования. Учитывая конкретный характер мышления детей, их образное и наглядное восприятие, лучше отбирать те загадки, в которых предмет нарисован яркими красками, выделены его характерные признаки (цвет, форма, размер, функции). Некоторые загадки дети не могут отгадать из-за отсутствия жизненного опыта, так как не знают, не видели тех предметов и явлений, о которых идёт речь.

 

Рассматривая загадку как средство развития речи и мышления детей, можно наметить определённую последовательность в работе. Целесообразно вначале знакомить со стихотворениями загадками, в которых обращено внимание на многозначность слова (например, загадки об иголках: швейные, еловые; о ключах: дверном, нотном, гаечном, роднике). Помимо обогащения и уточнения словаря, эти загадки вызывают большой интерес, так как знакомство с новым значением уже известного слова поражает детей больше, чем знакомство с новым словом. Оказывается, в простых словах, давно знакомых и понятных, заключена тайна, и её можно разгадать.

 

Затем можно перейти к загадкам с подсказкой («Подскажи словечко»), которые хорошо использовать для обогащения речи детей новыми словами. Следующий шаг – авторские и народные загадки. Таким образом, даже простое отгадывание загадок, кроме интереса, приносит большую пользу, обогащает словарь и речь в целом, знакомит с разными значениями слов.

 

Но загадки можно использовать шире, например, как материал для простейших логических упражнений на классификацию, группировку, обобщение, сравнение. В словаре дошкольника слова, обозначающие родовые понятия (грибы, цветы, посуда и т. п.) и видовые (подосиновик, роза, чашка) существуют как бы параллельно. Ребёнок не видит между ними связи, так как не может делать простейших обобщений. Логические упражнения помогают усваивать не только слова и понятия, но и целый ряд приёмов мышления. Например, загадав загадки о луке, моркови, капусте, можно задать вопрос, как их назвать одним словом (овощи). Хорошо, если такие упражнения сопровождаются показом картинок: природа детского мышления требует наглядности. На материале загадок о животных и насекомых можно проводить логическое упражнение на группировку: отгадав загадки, дети должны отдельно их назвать.


На основе загадок проводятся упражнения «Кто лишний и почему?».

Дети отгадывают, например, 2-3 загадки о птицах и 1 о каком-либо животном. А потом задаётся вопрос о лишнем объекте.Хочу такой сайт

 

Для тренировки в сравнении используются любые загадки. Например, предложив детям отгадать загадку о ёлке, можно спросить их, какие ещё хвойные деревья они знают, и попросить сравнить ель и сосну, или верблюда и слона, бабочку и кузнечика. Такие упражнения развивают речь детей, формируют навыки построения предложений, развивают наблюдательность.

 

Загадки используются и для составления словосочетаний. Например, отгадав загадки о топоре, пиле, ножницах, молотке, дети отвечают на вопросы, что можно делать этими предметами. Загадки о животных можно использовать для составления словосочетаний «кто как голос подаёт».

 

И наконец, почти любую загадку можно взять как исходный материал для составления предложения со словом – отгадкой.

 

Дети любят загадки, хорошо их понимают, часто, по аналогии с услышанным, пытаются составлять загадки сами. Всё это позволяет сделать вывод, что загадки могут быть эффективным средством развития детской речи и мысли. Ими можно пользоваться и для знакомства с разными значениями слова, с новыми словами, и для развития простейших мыслительных операций, что в целом обогащает и уточняет словарь, развивает мышление. Загадка даёт как бы словесный портрет предмета, явления, характеризует их с новой, неожиданной стороны, поэтому она полезна и увлекательна.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 14.11.2022

Дата обновления: 14.11.2022

Дата публикации: 28.10.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».