28.10.2022
Что такое загадка?
Энциклопедический словарь определяет её как
«замысловатый вопрос или иносказание, требующие
ответа, выраженные в краткой или занимательной форме, иногда стихотворений».
Иносказание, метафоричность загадки и делают её замысловатой.
Для работы
с детьми используются загадки
о животных и растительном мире, о предметах домашнего
обихода, игрушках, явлениях природы. При этом к ним необходим
дифференцированный подход. Некоторые загадки содержат нетипичные признаки предмета
или явления и поэтому допускают различные толкования. Учитывая конкретный характер мышления детей,
их образное и наглядное восприятие, лучше отбирать те загадки, в которых
предмет нарисован яркими красками, выделены его характерные признаки (цвет,
форма, размер, функции). Некоторые загадки дети не могут отгадать из-за
отсутствия жизненного опыта, так как не знают, не видели тех предметов и
явлений, о которых идёт речь.
Рассматривая загадку как
средство развития речи и мышления детей, можно наметить определённую
последовательность в работе. Целесообразно вначале знакомить со стихотворениями
загадками, в которых обращено внимание на многозначность слова (например,
загадки об иголках: швейные, еловые; о ключах: дверном, нотном, гаечном,
роднике). Помимо обогащения и уточнения словаря, эти загадки вызывают большой
интерес, так как знакомство с новым
значением уже известного слова поражает детей больше,
чем знакомство с новым словом. Оказывается, в простых словах, давно знакомых и
понятных, заключена тайна, и её можно разгадать.
Затем
можно перейти к загадкам
с подсказкой («Подскажи словечко»),
которые хорошо использовать для обогащения речи детей новыми
словами. Следующий шаг – авторские и народные загадки. Таким образом,
даже простое отгадывание загадок, кроме интереса, приносит большую пользу,
обогащает словарь и речь в целом, знакомит с разными значениями слов.
Но загадки можно
использовать шире, например, как материал для простейших логических упражнений
на классификацию, группировку, обобщение, сравнение. В словаре дошкольника
слова, обозначающие родовые понятия (грибы, цветы, посуда и т. п.) и видовые
(подосиновик, роза, чашка) существуют как бы параллельно. Ребёнок не видит
между ними связи, так как не
может делать простейших обобщений. Логические упражнения помогают усваивать не
только слова и понятия, но и целый ряд приёмов мышления. Например, загадав
загадки о луке, моркови, капусте, можно задать вопрос, как их назвать одним
словом (овощи). Хорошо, если такие упражнения сопровождаются показом картинок:
природа детского мышления требует наглядности. На материале загадок о животных
и насекомых можно проводить логическое упражнение на группировку: отгадав
загадки, дети должны отдельно их назвать.
На основе загадок проводятся упражнения «Кто лишний и почему?».
Дети
отгадывают, например, 2-3 загадки о птицах и 1 о каком-либо
животном. А потом задаётся вопрос о лишнем объекте.
Для тренировки в
сравнении используются любые загадки. Например, предложив детям отгадать
загадку о ёлке, можно спросить их, какие ещё хвойные деревья они знают,
и попросить сравнить
ель и сосну, или верблюда и слона, бабочку и кузнечика.
Такие упражнения развивают речь детей, формируют навыки построения предложений,
развивают наблюдательность.
Загадки используются и для составления
словосочетаний. Например, отгадав загадки о топоре, пиле, ножницах, молотке,
дети отвечают на вопросы, что можно
делать этими предметами. Загадки о животных
можно использовать для составления словосочетаний «кто как голос
подаёт».
И наконец, почти любую загадку можно взять как исходный материал для составления предложения со
словом – отгадкой.
Дети любят загадки,
хорошо их понимают, часто, по аналогии с услышанным, пытаются составлять загадки
сами. Всё это позволяет сделать вывод, что загадки могут быть
эффективным средством развития детской речи и мысли. Ими можно пользоваться и
для знакомства с разными значениями слова, с новыми словами, и для развития
простейших мыслительных операций, что в целом обогащает и уточняет словарь,
развивает мышление. Загадка даёт как бы словесный портрет предмета, явления,
характеризует их с новой, неожиданной стороны, поэтому она полезна и
увлекательна.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 14.11.2022
Дата обновления: 14.11.2022
Дата публикации: 28.10.2022