16.10.2023
Цель: познакомить родителей с особенностью
речевого развития и требованиями для будущих первоклассников.
Пытаясь понять ребенка,
Мы постигаем себя.
Пытаясь помочь ребенку,
Мы помогаем себе.
Ваш ребенок – будущий
первоклассник!
Поступление в
школу важный, знаменательный момент. Естественным желанием каждого из Вас
является то, чтобы ребенок был сначала успешным учеником, а затем смог найти
свое место в жизни. Результат деятельности будущего первоклассника буквально
соткан из следующих компонентов: стиля и подходов семейного воспитания, методов
и приемов педагогов и индивидуальных возможностей Вашего ребенка. Безусловно,
вы хотите помочь своему будущему школьнику преодолеть трудности в обучении,
общении. Поэтому предлагаю прочитать, проанализировать данную информацию.
Готовность к
школе охватывает в себя два компонента: интеллектуальная готовность и
психологическая.
Интеллектуальная
готовность – конкретные предметные умения: умение читать, писать, считать,
эрудиция и т.п. Однако многое зависит от того, как ребенок психологически
подготовлен к школе. Объясню, что это такое.
Психологическая
готовность к школе не имеет ничего общего с тем, умеет ли ребенок читать (и как
быстро), а также считать (и до скольких). В первые месяцы обучения вдруг
оказывается, что бойко читающие и хорошо считающие дети не проявляют интереса к
учебе, нарушают на уроке дисциплину и как следствие - у них возникают конфликтные
отношения с учителем.
Психологическая
готовность к школе - это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать
успешность или не успешность обучения первоклассника. Психологическая
готовность к школе включает в себя следующие параметры психического развития:
1)
мотивационная
готовность к учению в школе, или наличие учебной мотивации;
2)
определенный
уровень развития произвольного поведения, позволяющий ученику выполнять
требования учителя;
3)
определенный
уровень интеллектуального развития, подразумевающий владение ребенком простыми
операциями обобщения;
4)
хорошее
развитие фонематического слуха;
5)
элементарная
самостоятельность в организации учебного пространства;
6)
понимание
понятия «субординация» (без введения термина);
7)
развитие
элементарных коммуникативных навыков.
1.
Мотивационная
готовность к учению в школе, или наличие учебной мотивации.
Учебная
мотивация складывается у первоклассника при наличии выраженной познавательной
потребности и умении трудиться. Познавательная потребность существует у ребенка
с самого рождения. Это заложено на инстинктивном уровне, природой. Дальше она
подобна костру: чем больше взрослые удовлетворяют познавательный интерес
ребенка, тем сильнее он становится. Поэтому очень важно отвечать на вопросы
маленьких почемучек, как можно больше читать им художественные и развивающие
книги, играть с ними в развивающие игры. Занимаясь с будущим первоклассником,
важно обращать внимание на то, как ребенок реагирует на трудности: пытается
выполнить начатое дело или бросает его. Если вы видите, что ребенок не любит
делать то, что у него не получается, постарайтесь вовремя прийти ему на помощь.
Предложенная
вами помощь поможет малышу справиться с трудным занятием и одновременно
почувствовать удовлетворение от того, что он смог одолеть трудное дело, снимет
тревожность, позволит поверить в свои силы. При этом обязательно эмоционально
похвалите ребенка за то, что он доделал до конца начатую работу. Ребенок
оценивает Вашу реакцию, и многое делает ради нее. Помните, что реакция на
результат должна быть адекватной, т.е не следует захваливать ребенка, но в то
же время и предъявлять завышенные требования к его возможностям. Необходимая,
вовремя оказанная помощь взрослого, совет, а также эмоциональная похвала,
позволяют ребенку верить в свои возможности, повышают его самооценку и
стимулируют желание справляться с тем, что не сразу получается. А затем
показать взрослому, какой он молодец, чтобы услышать похвалу в свой адрес.
Постепенно у
ребенка войдет в привычку стараться доводить начатое до конца, а если не получается,
то обращаться за помощью к взрослому. Но взрослые каждый раз должны внимательно
оценивать ситуацию, действительно ли нужна их помощь или ребенку лень самому
потрудиться. Иногда в качестве помощи может выступить эмоциональное
подбадривание и уверенность, что у малыша все получится. Такое общение с
ребенком, как правило, позволяет сформировать учебную мотивацию к моменту
поступления последнего в школу.
2.
Определенный
уровень развития произвольного поведения, позволяющий ученику выполнять
требования учителя.
Под произвольным
поведением понимается сознательно контролируемое целенаправленное поведение, то
есть осуществляемое в соответствии с определенной целью, или образованным самим
человеком намерением.
В школе слабое
развитие произвольного поведения проявляется в том, что ребенок:
·
не
слушает учителя на уроках, не выполняет заданий;
·
не
умеет работать по правилу;
·
не
умеет работать по образцу;
·
нарушает
дисциплину.
За последнее
время увеличилось количество первоклассников не справляющихся с работой по образцу.
А именно на работу по образцу в основном и опирается обучение в первом классе.
С одной стороны, здесь проявляются все те же мотивационные причины: нежелание
выполнять трудные малопривлекательные задания, безразличие к оценке своего
труда. С другой стороны, с работой по образцу плохо справляются те дети,
которые в дошкольном детстве практически не занимались этим видом деятельности.
На умение работать по образцу направлены следующие игры: складывание кубиков с
фрагментами рисунка по образцам рисунков, выкладывание по образцу мозаику,
работа с конструктором по заданным картинкам и просто, срисовывание, пазлы и
т.п.
3.
Определенный
уровень интеллектуального развития, подразумевающий владение ребенком простыми
операциями обобщения.
От процесса
обобщения зависит обучаемость ребенка. Обучаемость включает в себя два этапа
интеллектуальных операций. Первый - усвоение нового правила работы (решение
задачи и т.д.); второй - перенос усвоенного правила выполнения задания на
аналогичные, но не тождественные ему. Второй этап невозможен без умения
обобщать.
Для развития
обобщения с детьми необходимо играть в развивающие игры типа лото, др.
настольные предметные игры. По ходу таких игр ребенок усваивает различные
понятия и учится классифицировать предметы. При этом существенно расширяется
его кругозор и представления о мире.
Развитию
обобщения способствует составление ребенком рассказа по последовательным
сюжетным картинкам, а также пересказ прочитанного ему художественного
произведения.
Очень важно
предоставить возможность исследовать окружающий его мир. Детям нравится
возиться с песком, водой, глиной, камешками, деревяшками и т.д. Им интересно
готовить вместе с мамой или бабушкой тесто, а потом печь пирог. Их интересует,
что как пахнет, что съедобно, а что нет, что будет, если что-нибудь посадить и
т.д. Все эти умения найдут свое дальнейшее развитие в научно-исследовательском
направлении в начальной школе.
4.
Развитие
фонематического слуха.
Под
фонематическим слухом понимается способность человека слышать отдельные фонемы,
или звуки в слове. Для чего нужен первокласснику хороший фонематический слух?
Это связано с существующей сегодня в школе методикой обучения чтению,
основанной на звуковом анализе слова.
Каким же образом
развивать у ребенка фонематический слух? Так, ребенок, поступающий в школу,
должен различать отдельные звуки в слове. Например, есть ли звук [р] в слове
«школа»? А звук [к]? Где он находится? Сколько звуков в слове «мяч» (4), «яма» (4)?
и т.п. Все задания выполняются только на слух.
5.
Элементарная
самостоятельность в организации учебного пространства.
Самоорганизация
ребенка, причем любой деятельности, способствует произвольности поведения,
вниманию, повышает темп работы. У первоклассника, имеющего навыки
самоорганизации гораздо больше времени на познавательную и учебную
деятельность, его внимание максимально сконцентрировано на учебном материале.
Этого можно
достичь, если у ребенка соблюдается режим дня. Имеются посильные поручения и
обязанности, определенное место для занятий и игр, четкие границы дозволенности
поведения ребенка. Сначала вместе, а затем самостоятельно ребенка мотивируйте
поддерживать порядок на учебной и игровой территории.
Помните!
Бессмысленно требовать чистоту и порядок от ребенка, если Вы не поддерживаете
его сами.
6.
Развитие
элементарных коммуникативных навыков.
Несомненно, что
у Вашего ребенка есть друзья. Понаблюдайте, как он общается с ними: командует,
помогает, соглашается, конфликтует, ссорится, дерется. У будущего
первоклассника еще совсем маленький жизненный опыт, чтобы во всех ситуациях
вести себя правильно и мудро. Поэтому приводите ребенку примеры из собственной
жизни. Анализируйте вместе его поступки.
Помните! Самым
значимым человеком для него являетесь Вы. Поэтому в конфликтных и критических
ситуациях он копирует Ваше поведение.
Указанные
компоненты психологической готовности к школе представляют собой необходимый и
достаточный уровень психического развития ребенка для нормального начала
обучения в школе по программе любой сложности. Если ребенок хочет учиться,
старательно выполняет все требования учителя, умеет работать по образцу и по
правилу, обладает хорошей обучаемостью, коммуникабелен, то в школе у такого
первоклассника не должно быть особых проблем.
Желаю вам и
вашим детям успехов в предстоящей работе по овладению родным языком!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 22.10.2023
Дата обновления: 22.10.2023
Дата публикации: 16.10.2023