Рекомендации педагога-дефектолога Карабиной В.Е. для родителей на тему: «Развитие памяти у детей 5-7 лет»

10.11.2023

Цель: Для развития слуховой и зрительной памяти и ассоциативного мышления детей .

 

             Память - это способность мозга запоминать, хранить и воспроизводить информацию. У дошкольника должны быть развиты следующие виды памяти:

 - Зрительная - способность ребенка воспринимать и удерживать в памяти зрительные образы

- Звуковая (слуховая) - способность ребенка воспринимать и удерживать в памяти слуховые образы

- Моторная - способность запоминать и воспроизводить различные двигательные операции (плавание, езда на велосипеде, различные игры).                                               Память у детей  приобретает элементы произвольности. В старшем дошкольном возрасте память постепенно превращается в особую деятельность, которая подчиняется специальной цели запомнить. Ребенок начинает принимать указания взрослого запомнить или припомнить, использовать простейшие приемы и средства запоминания, интересоваться правильностью воспроизведения и контролировать его ход. Ребенок осознает и использует некоторые приемы запоминания, выделяя их из знакомых видов деятельности. При специальном обучении и контроле со стороны взрослого дошкольнику становятся доступными логические приемы запоминания, в качестве которых выступают мыслительные операции. Таковыми могут быть смысловые соотнесения и смысловая группировка, схематизация, классификация, соотнесение с ранее известным материалом. Важным моментом в развитии памяти дошкольника выступает появление личных воспоминаний. В них отражаются существенные события из жизни ребенка, его успехи в деятельности, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.                  Общие рекомендации по развитию памяти детей

- Новые знания должны быть доступными, яркими и интересными

- Запоминается лучше то, что подается в игровой форме и включено в какую-либо практическую деятельность (покрутить предмет в руках, понюхать, послушать).

- Должны присутствовать повторения. Например, играя в одни и те же игры, ребенок запоминает их правила.

- Должна быть возможность использовать полученные сведения. - Рассказывая новые сведения, обращайте внимание на их особенности. Показатели развития памяти.

 - Дети в возрасте 5-7 лет могут запомнить при помощи зрительной и слуховой памяти 10 объектов.

- Слова или объекты, которые предъявляются для запоминания, ребенок должен уметь классифицировать.

 - Уметь рассказать несколько сказок со всеми деталями.

 - Называет свое имя, фамилию, адрес, имена родителей и их профессии.

- Рассказывать стихи из трех четверостиший.

 - Знать последовательность времен года, месяцев, дней недели. - Ориентироваться во времени (вчера, сегодня, завтра, части суток)

- Владеть прямым и обратным счетом в пределах 20.

                 Предлагаю развивать и тренировать память в игровой форме, что поможет поддержать его интерес к выполнению заданий.

                  «Каскад слов».

Цель: развитие объёма кратковременной слуховой памяти.

Содержание: Взрослый просит ребёнка повторять слова. Начинать нужно с одного слова, затем назвать два. Ребёнок должен повторить их в той же последовательности. Затем взрослый называет три слова и т.д. Если ребёнок не справляется со словесным рядом, нужно повторить ряд ещё 2-3 раза. 

1. огонь;  

2.  дом, молоко; 

3.  конь, гриб, игла; 

4.  петух, солнце, асфальт, тетрадь;

5.  крыша, пень, вода, свеча, школа;

6.  карандаш, машина, брат, мел, птица хлеб;

7.  орёл, игра, дуб, стакан, телефон, пальто, сын;

8.  гора, вороны, часы, стол, снег, картина, сосна, мел.Хочу такой сайт


              «Каскад цифр»

Цель: развивать кратковременную зрительную память.

Инструкция: «Посмотри внимательно на цифровой ряд и повтори его в той же последовательности (вначале две цифры, затем три, четыре и . п.)  28 3 1 7 4 3 6 3 5 9 1 4 6 8

               «У оленя дом большой».

Цель: развитие умение использовать мнемонические приёмы для запоминания текста.

Содержание: Взрослый, проговаривает текст игры, сопровождает его движениями. У оленя Дом большой, Он глядит в свое окошко: Заяц по лесу бежит, В дверь к нему стучит. Стук, стук. Дверь открой! Там в лесу охотник злой! Заяц, заяц, забегай! Лапу подавай! Скрещивают руки над головой, Изображают крышу. Руки перед лицом изображают окно. Производят движения руками, как при беге. Кулаками имитируют стук в дверь. Большим пальцем через плечо Показывают, что сзади охотник. Дети вытягивают руки вперёд. Усложнение: постепенное увеличение темпа проговаривание текста.

              «Запомни картинки»

Цель: развитие зрительной памяти.

Содержание: Ребёнок рассматривает пять (знакомых) предметных картинок и запоминает, что на них нарисовано. Затем картинки переворачивают. Взрослый показывает на перевёрнутую картинку, а ребёнок должен вспомнить и назвать предмет, изображенный на ней. Усложнение: увеличить количество картинок, уменьшить время запоминания.

                  «Кто не на месте?».

Цель: развитие целенаправленного запоминания и припоминания. Содержание: Десять игрушек выставляются перед ребёнком на столе в один ряд. Взрослый предлагает запомнить, какая игрушка, на каком месте находится. Затем ребёнок отворачивается, а взрослый меняет местами игрушки. После чего ребёнок должен повернуться и расставить игрушки по местам. Игра проводится до 5-6 раз. 

             «Запомни рассказ».

Цель: развивать словесно - логическую память. Чтобы ребёнок обладал хорошей памятью, её необходимо постоянно тренировать. Вы можете это делать, запоминая ежедневно стихи, песенки, рассказы.

Инструкция: «Внимательно слушай и запоминай рассказ». Кто как одет. Дни стали ненастные, ночи холодеют. На огородах стали овощи убирать, чтобы не попортились, не помёрзли. Сначала убрали огурцы – голыши. Потом лук в бумажных рубашках. Потом бобы в шерстяных чулочках. Убрали репу, морковку, свеклу и разную петрушку. Одна капуста осталась. Её позже всех убирают. У неё, у капусты, семьдесят одёжек, она холода не боится! Если ребёнок затрудняется воспроизвести текст, следует задать ему вопросы. Вопросы: Когда убирают овощи? Какие овощи убрали с огорода? Что осталось в огороде? У капусты семьдесят одежек. Почему так говорят?

 «Запомни фразы».

Цель: развивать смысловую память.

 Инструкция: «Я назову по очереди пять фраз, а ты должен запомнить и назвать:

1.  Мальчик устал. 

2.  Девочка плачет. 

3.  Папа отдыхает.

4.  Мама готовит. 

5.  Бабушка читает. 

                                                 Список литературы.

 1. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. Дети с задержкой психического развития. – М., 1984. 2. Л.С. Выгодский Основы дефектологии // Собр. соч.: В 6 т. – М., 1983. 3. Л. М. Житникова, Учите детей запоминать. – М,. 1985 3. А.Р. Лурия. Внимание и память. – М., 1990. 4. У. В. Ульенкова. Дети с задержкой психического развития. – Н - Новгород, 1994. 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 15.11.2023

Дата обновления: 15.11.2023

Дата публикации: 10.11.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».