10.11.2023
Цель: Для развития слуховой и зрительной памяти и
ассоциативного мышления детей .
Память - это способность мозга запоминать, хранить и воспроизводить
информацию. У дошкольника должны быть развиты следующие виды памяти:
- Зрительная - способность ребенка
воспринимать и удерживать в памяти зрительные образы
- Звуковая (слуховая) - способность ребенка воспринимать и удерживать в
памяти слуховые образы
- Моторная - способность запоминать и воспроизводить различные двигательные
операции (плавание, езда на велосипеде, различные игры). Память
у детей приобретает элементы
произвольности. В старшем дошкольном возрасте память постепенно превращается в
особую деятельность, которая подчиняется специальной цели запомнить. Ребенок
начинает принимать указания взрослого запомнить или припомнить, использовать
простейшие приемы и средства запоминания, интересоваться правильностью
воспроизведения и контролировать его ход. Ребенок осознает и использует
некоторые приемы запоминания, выделяя их из знакомых видов деятельности. При
специальном обучении и контроле со стороны взрослого дошкольнику становятся
доступными логические приемы запоминания, в качестве которых выступают
мыслительные операции. Таковыми могут быть смысловые соотнесения и смысловая
группировка, схематизация, классификация, соотнесение с ранее известным
материалом. Важным моментом в развитии памяти дошкольника выступает появление
личных воспоминаний. В них отражаются существенные события из жизни ребенка,
его успехи в деятельности, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Общие рекомендации по развитию
памяти детей
- Новые знания должны быть доступными, яркими и интересными
- Запоминается лучше то, что подается в игровой форме и включено в
какую-либо практическую деятельность (покрутить предмет в руках, понюхать,
послушать).
- Должны присутствовать повторения. Например, играя в одни и те же игры,
ребенок запоминает их правила.
- Должна быть возможность использовать полученные сведения. - Рассказывая
новые сведения, обращайте внимание на их особенности. Показатели развития
памяти.
- Дети в возрасте 5-7 лет могут
запомнить при помощи зрительной и слуховой памяти 10 объектов.
- Слова или объекты, которые предъявляются для запоминания, ребенок должен
уметь классифицировать.
- Уметь рассказать несколько сказок
со всеми деталями.
- Называет свое имя, фамилию, адрес,
имена родителей и их профессии.
- Рассказывать стихи из трех четверостиший.
- Знать последовательность времен
года, месяцев, дней недели. - Ориентироваться во времени (вчера, сегодня,
завтра, части суток)
- Владеть прямым и обратным счетом в пределах 20.
Предлагаю развивать и тренировать
память в игровой форме, что поможет поддержать его интерес к выполнению
заданий.
«Каскад
слов».
Цель: развитие объёма кратковременной слуховой памяти.
Содержание: Взрослый просит ребёнка повторять слова.
Начинать нужно с одного слова, затем назвать два. Ребёнок должен повторить их в
той же последовательности. Затем взрослый называет три слова и т.д. Если
ребёнок не справляется со словесным рядом, нужно повторить ряд ещё 2-3
раза.
1.
огонь;
2. дом,
молоко;
3. конь,
гриб, игла;
4. петух,
солнце, асфальт, тетрадь;
5. крыша, пень, вода, свеча, школа;
6. карандаш, машина, брат, мел, птица хлеб;
7. орёл, игра, дуб, стакан, телефон, пальто, сын;
8. гора, вороны, часы, стол, снег, картина, сосна, мел.
«Каскад цифр»
Цель: развивать кратковременную зрительную память.
Инструкция: «Посмотри внимательно на цифровой ряд и
повтори его в той же последовательности (вначале две цифры, затем три, четыре и
. п.) 28 3 1 7 4 3 6 3 5 9 1 4 6 8
«У оленя дом большой».
Цель: развитие
умение использовать мнемонические приёмы для запоминания текста.
Содержание:
Взрослый, проговаривает текст игры, сопровождает его движениями. У оленя Дом
большой, Он глядит в свое окошко: Заяц по лесу бежит, В дверь к нему стучит.
Стук, стук. Дверь открой! Там в лесу охотник злой! Заяц, заяц, забегай! Лапу
подавай! Скрещивают руки над головой, Изображают крышу. Руки перед лицом
изображают окно. Производят движения руками, как при беге. Кулаками имитируют
стук в дверь. Большим пальцем через плечо Показывают, что сзади охотник. Дети
вытягивают руки вперёд. Усложнение: постепенное увеличение темпа проговаривание
текста.
«Запомни картинки»
Цель: развитие
зрительной памяти.
Содержание:
Ребёнок рассматривает пять (знакомых) предметных картинок и запоминает, что на
них нарисовано. Затем картинки переворачивают. Взрослый показывает на
перевёрнутую картинку, а ребёнок должен вспомнить и назвать предмет,
изображенный на ней. Усложнение: увеличить количество картинок, уменьшить время
запоминания.
«Кто не на месте?».
Цель: развитие
целенаправленного запоминания и припоминания. Содержание: Десять игрушек
выставляются перед ребёнком на столе в один ряд. Взрослый предлагает запомнить,
какая игрушка, на каком месте находится. Затем ребёнок отворачивается, а
взрослый меняет местами игрушки. После чего ребёнок должен повернуться и
расставить игрушки по местам. Игра проводится до 5-6 раз.
«Запомни
рассказ».
Цель: развивать словесно - логическую память. Чтобы
ребёнок обладал хорошей памятью, её необходимо постоянно тренировать. Вы можете
это делать, запоминая ежедневно стихи, песенки, рассказы.
Инструкция: «Внимательно слушай и запоминай рассказ». Кто
как одет. Дни стали ненастные, ночи холодеют. На огородах стали овощи убирать,
чтобы не попортились, не помёрзли. Сначала убрали огурцы – голыши. Потом лук в
бумажных рубашках. Потом бобы в шерстяных чулочках. Убрали репу, морковку,
свеклу и разную петрушку. Одна капуста осталась. Её позже всех убирают. У неё,
у капусты, семьдесят одёжек, она холода не боится! Если ребёнок затрудняется
воспроизвести текст, следует задать ему вопросы. Вопросы: Когда убирают овощи?
Какие овощи убрали с огорода? Что осталось в огороде? У капусты семьдесят
одежек. Почему так говорят?
«Запомни фразы».
Цель: развивать смысловую память.
Инструкция: «Я
назову по очереди пять фраз, а ты должен запомнить и назвать:
1. Мальчик
устал.
2. Девочка
плачет.
3. Папа
отдыхает.
4. Мама
готовит.
5. Бабушка
читает.
Список литературы.
1. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А.
Цыпиной. Дети с задержкой психического развития. – М., 1984. 2. Л.С. Выгодский
Основы дефектологии // Собр. соч.: В 6 т. – М., 1983. 3. Л. М. Житникова, Учите
детей запоминать. – М,. 1985 3. А.Р. Лурия. Внимание и память. – М., 1990. 4.
У. В. Ульенкова. Дети с задержкой психического развития. – Н - Новгород, 1994.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 15.11.2023
Дата обновления: 15.11.2023
Дата публикации: 10.11.2023