25.10.2024
В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения.
Существует множество различных факторов, которые влияют на здоровье дошкольников: физиолого – гигиенические, психологические, экологические, экономические, социальные. Также современные дошкольники испытывают значительные умственные перегрузки.
Поэтому проблема сохранения здоровья является актуальной на сегодняшний день. В законе РФ «Об образовании» сказано: «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся». В связи с этим в последнее время наблюдается усиленное внимание к проблемам создания здоровьесберегающей среды, выбора форм, методов и технологий, направленных на укрепление и сбережения здоровья детей.
Практика показывает, что количество детей с нарушенным речевым развитием с каждым годом увеличивается.
Среди таких детей как правило, высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Дети с ТНР характеризуются быстрой утомляемостью, низкой переключаемостью. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми.
Раскрывая понятие здоровьесберегающие образовательные технологии, важно отметить, что речь идет не о какой-то одной универсальной и чудодейственной технологии, а комплексной системе, направленной на коррекцию и профилактику речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья.
Конечно же использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях велико.
Цели и задачи (консультации).
Цель: Знакомство родителей с эффективными способами использования здоровьесберегающих технологий, с целью оптимизации процесса коррекции речи, поддержание и укрепление здоровья детей.
Задачи:
-Повысить уровень знаний у родителей об использовании инновационных здоровьесберегающих технологий в развитии речи детей.
-Формировать элементарные представления о здоровьесберегающих технологиях, о возможностях их применения.
- Привлечь родителей к решению проблемы по формированию здорового образа жизни;
- Включить родителей в совместную деятельность с учителем – логопедом
- по использованию инновационных здоровьесберегающих технологий в развитии речи детей.
Мама обратилась к учителю-логопеду со следующей проблемой: Родители обратились к логопеду со следующей проблемой: Нашему ребенку 5,5 лет. Заниматься дома с нами родителями он не хочет, быстро утомляется. Часто сонлив. К тому же часто пропускает детский сад, так как болеем. Витамины, которые мы регулярно пропиваем, не помогают. Сам никогда не проявляет интерес к выполнению рекомендаций учителя-логопеда. На прогулке тоже малоподвижен и малоактивен. Говорит, что устал. Мы не знаем, куда нам еще обращаться, как сделать так, чтобы ребенок начал проявлять инициативу, стал заинтересованным, перестал болеть и быть таким вялым. Ведь нам идти скоро в школу.
Ход консультации:
1. Определение запроса
Учитель-логопед: Добрый день. Если я Вас правильно понимаю, вы обеспокоены физическим состоянием ребенка, в результате чего у ребенка снижена познавательная активность и желание чему - то учиться и проявлять активность?
Родитель: Да, правильно. Хотелось бы узнать, в чем причина и как можно помочь.
Учитель-логопед: Доказано, что дети дошкольного возраста, имеющие статус ОВЗ развиваются по общим законам психического развития, но имеют свои специфические особенности, обусловленные нарушением. Им свойственно: эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, гиперактивность или заторможенность, отсутствие длительных волевых усилий. Эти факторы препятствуют освоению образовательных программ и являются предпосылкой к нарушению взаимодействия детей с окружающим миром.
Родитель: На сколько это серьезно, какими могут последствия и как это можно исправить?
Ход консультации:
Учитель-логопед: Скажите, пожалуйста, обращались ли вы к каким-либо специалистам?
Родитель: Да, мы обращались к неврологу, нам выписывали таблетки, мы их пропивали, но результата не видели. Все оставалось без изменений.
Учитель-логопед: Каким по вашему представлению должен быть Ваш ребенок?
Родитель: Я понимаю, что все дети разные, разный характер и темперамент, но хотелось бы, чтобы ребенок был более активным, проявлял
интерес. Но на сегодняшний день кроме безразличия мы ничего не видим.
Учитель-логопед: Давайте попробуем разобраться. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Специалисты медицины, физиологии, психологии и педагогики ведут поиск путей повышения эффективности оздоровительной работы. С каждым годом увеличивается количество детей с тяжёлыми нарушениями речи. Таким образом, возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с дошкольниками с речевыми нарушениями. Использование инновационных методов коррекционного воздействия, а также эффективных форм и приемов обучения. В связи с этим актуальным становится вопрос о поиске инновационных форм и образовательных технологий. И одним из таких направлений является включение здоровьесберегающих технологий в деятельность с дошкольниками.
Из беседы с мамой: Мы пытались ходить в развивающий центр, где много разных интересных игрушек. Заинтересованность была не более 5-7 минут, затем садился на стульчик и сидел. В диалог выступал с неохотой. Отвечал односложно. Пытались ходить в бассейн- результат тот же. Уставал еще больше. Ходил со слезами. В ативные игры может только вступать с двоюродным братом, когда они приходят в гости и все эти игры ограничиваются бесцельной беготней по комнатам.
Анализ ситуации логопедом. Необходимость помочь родителям и в первую очередь ребенку очевидна. В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста. У детей с нарушениями речи это особенно заметно, поскольку, как правило, эти дети соматически ослаблены, могут иметь хронические заболевания, нарушения в эмоционально волевой сфере. В связи с этим в настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей.
Стратегия дальнейшей работы с родителем по решению данной проблемы
-повышение уровня педагогической грамотности и компетентности родителей в вопросах здоровьесберегающих технологий;
-обогащение опыта инновационных технологий;
- обеспечение оздоровления, поддержания и обогащения здоровья детей»
- формирование желания сотрудничества в образовательном процессе.
Информация для родителя (мамы). «Психофизиологические особенности детей с ТНР» Работая с детьми с общим недоразвитием речи, требуется учёт ряда их психофизиологических особенностей. Дети с общим недоразвитием речи довольно быстро утомляются, они эмоционально неустойчивы, настроение быстро меняется. Нередко возникают резкие перепады настроения. На занятиях: у одних – быстрая утомляемость, отвлекаемость; дети вертятся, разговаривают, не воспринимают учебный материал. Другие – ведут себя тихо, спокойно, но на вопросы не отвечают или отвечают невпопад, задания не воспринимают. В процессе общения между собой: у некоторых детей - повышенная возбудимость (они слишком подвижны, трудно управляемы); другие – вялые, апатичные (не проявляют интереса к играм, к чтению им книжек воспитателем). Среди таких детей встречаются ребятишки с навязчивым чувством страха, чересчур впечатлительные, склонные к проявлению негативизма, излишней агрессивности либо ранимости, обидчивости.
Информация родителю «Принципы здоровьесберегающих технологий»
Принцип «не навреди!»
Принцип сознательности
Принцип непрерывности процесса
Принцип систематичности и последовательности
Принцип доступности и индивидуальности
Принцип системного чередования нагрузок и отдыха
Принцип постепенного наращивания оздоровительного воздействия.
Информация родителю «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике»
Здоровьесберегающие технологии – это специально организованное взаимодействие детей, педагога и родителей; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.
Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни и воспитав у него культуру здоровья.
В основном на занятиях используют такие известные, традиционные методы и приемы как:
Дыхательная гимнастика
Артикуляционная гимнастика
Психогимнастика, логоритмические упражнения
Развитие мелкой и общей моторики
Комплексы упражнений, направленных на профилактику нарушений зрения. Наряду с вышеперечисленными общепринятыми технологиями в коррекционной педагогике, учителялогопеды активно стали использовать в практике нетрадиционные методы.
Кинезитерапия
Гидрогимнастика
Суджок-терапия
Песочная терапия
Гимнастика Стрельниковой,
Песочная терапия
Рекомендации родителю. «Использование кинезиологических упражнений как вид здоровьесберегающих технологий в ДОУ»
Кинезитерапия - От греческого kinesis — движение, therapia — лечение, т.е. кинезитерапия – это лечение движением Кинезиология- наука о развитии головного мозга через движение.
Применяя комплекс специальных кинезиологических упражнений, мы развиваем межполушарное взаимодействие, а значит создаем предпосылки для становления многих психических процессов, в т. ч. мышления и речи. Под влиянием кинезиологических тренировок отмечены положительные структурные изменения в организме: синхронная работа полушарий головного мозга; совершенствование и координация роли нервной системы. Самое распространенное упражнение: «Кулак – ребро – ладонь», «Лезгинка», «Клоун» (совместное движение глаз и языка).
Рекомендации родителю. «Гидрогимнастика, как нетрадиционная форма проведения пальчиковой гимнастики»
Гидрогимнастика – прокатывание, перекатывание, перекладывание в теплой воде различных предметов, например (резиновых мячей, различной текстуры, двух и более бусинок, доставание из воды различных мелких игрушек и т.д.)
Особенно гидрогимнастика полезна чрезмерно возбудимым детям. Температура воды оказывает успокаивающее воздействие на нервную систему ребенка.
Рекомендации родителю. «Су-Джок терапия» Высокой эффективностью и безопасностью обладает су-джок терапия. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа Эта лечебная система создана не человеком – он только открыл ее, – а самой Природой. В этом причина ее силы и безопасности. На кистях располагаются система высокоактивных точек, соответстветствующих всем органам и участкам тела.
Их стимуляция оказывает выраженное лечебное и профилактическое действие и обладает рядом неоспоримых достоинств.
Массаж можно осуществлять семенами, орехами, специальными массажерами, такими как «Чудо-валик», «Каштан» в комплекте с металлическими кольцами (их можно купить в аптеке).
Таким образом, Су - Джок терапия -это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами.
Рекомендации родителю. «Песочная терапия в логопедической практике» Песок поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние, позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых. Игры с песком способствуют развитию тактильной чувствительности, мелкой моторики пальцев и кистей рук.
Песок имеет способность успокаивать детей. Играя, они превращаются в активных участников процесса. Они сами режиссеры своей игры. Возможность управлять процессом побуждает интерес – малыши становятся более усидчивыми.
Рекомендации родителю. «Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей»
Эта гимнастика - единственная в мире, в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях. Все упражнения выполняются одновременно с коротким и резким вдохом через нос (при абсолютно пассивном выдохе), Вдох производится очень коротко, мгновенно, эмоционально и активно. Главное, по мнению А. Н. Стрельниковой, - это уметь затаить, "спрятать" дыхание. О выдохе совершенно не думать. Выдох уходит самопроизвольно.
Рекомендации родителю. «Использование техники релаксации как одной из форм здоровьесберегающих технологий»
Релаксация - произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением. Возникает вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий.
На логопедических занятиях мы используем релаксационные упражнения по ходу занятия, если у детей возникло двигательное напряжение или беспокойство. Упражнения проводятся под музыку. Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи.
Итоги проведенной консультации:
- определена проблемы;
- определены пути решения проблемы,
- заинтересованность родителями в использовании здоровьесберегающих технологий в занятиях с детьми,
- даны рекомендации по решению проблемы;
Полученный результат: Учитель-логопед совместно с родителями обсудили имеющуюся проблему, расставили акценты на особенностях детей с ТНР, нашли пути решения, получив теоретический и практический совет. Родители с большой заинтересованностью восприняли полученные знания и практический опыт, что в дальнейшем даст положительный результат во взаимодействии со своим собственным ребенком.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 28.10.2024
Дата обновления: 28.10.2024
Дата публикации: 25.10.2024