10.11.2024
Актуальность: Проблема ранней помощи детям с нарушениями в развитии в настоящее время является актуальной, т.к., согласно статистическим данным, большее количество новорожденных рождаются незрелыми, многие из них имеют перинатальную патологию. Большую часть детей с нарушениями в развитии составляют дети с нарушениями речи. Все чаще родители детей раннего возраста сталкиваются с тем, что ребенок не говорит. Как правило, родители не обладают специальными знаниями, и проблема неговорящего ребенка застает их врасплох. Именно поэтому необходимо организовать консультативную помощь учителя-логопеда для родителей. Специалист поможет преодолеть беспомощность в вопросах развития речевой деятельности.
Цель: повышение психолого-педагогической грамотности и педагогической культуры родителей в рамках формирования речевой деятельности у детей раннего возраста.
Задачи: изучение психолого-педагогической литературы (по запросу родителей);
информирование родителей об особенностях формирования речевой деятельности в норме и патологии; формирование у семьи адекватной воспитательной позиции по отношению к ребенку с нарушениями речи; обучение практическим приемам работы с детьми в рамках работы по формированию речи.
Мама обратилась к учителю-логопеду со следующей проблемой:
«Моему сыну Саше 2 года 5 месяцев. Он хорошо понимает речь, выполняет то, о чем его просят. При этом сам не говорит ни слова. Если ему что-то нужно, то он либо
«мычит», либо кричит. Если мы, взрослые, не понимаем, что ему нужно, он начинает кричать и плакать. Мы регулярно проходим все медицинские обследования. Врачи утверждают, что ребенок здоров. Невролог сказал, что Саша просто ленится, а мне, как маме, необходимо так с ним играть, чтобы у него появилась необходимость
заговорить. Все мои попытки побудить ребенка говорить в игровой форме заканчивались его плачем. Возможно, что я неправильно с ним играю. Быть может, что проблема серьезней, а врачи по какой-то причине этого не видят».
Ход консультации:
1. Определение запроса
Учитель-логопед: Здравствуйте. Я правильно понимаю, что в ходе нашей консультации вы хотите получить информацию о том, как помочь ребенку заговорить?
Мама мальчика: Да, все верно. И хотелось бы выяснить причины отсутствия речи.
Учитель-логопед: Я вас поняла. Значит, в рамках нашей консультации я расскажу вам о возможных причинах отсутствия речи и покажу практические способы вызывания речи.
Мама мальчика: Хорошо.
Ход консультации:
Учитель-логопед: Для того, чтобы определить возможные причины отсутствия речи, а в дальнейшем правильно построить коррекционно-развивающую работу, я задам
вам ряд вопросов. Расскажите подробней, как протекали ваша беременность и роды? Как проходило раннее физическое развитие ребенка?
Мама: Беременность была долгожданной, был токсикоз в первом и третьем триместрах. В третьем триместре был выявлен гестационный сахарный диабет. Родоразрешение прошло путем кесарева сечения по медицинским показаниям, т.к. по УЗИ плод был крупным. Физическое развитие сначала происходило с небольшим опозданием: Саша стал держать головку на месяц позже сверстников, сидеть стал только в 9 месяцев, в 11 месяцев пополз, к году уже пошел, физическое развитие стало соответствовать возрасту. Педиатр связывал это небольшое отставание с тем, что ребенок крупный и ему тяжелее.
Учитель-логопед: Проблемы, которые вы озвучили, токсикоз, гестационный сахарный диабет, кесарево сечения, могут являться причинами отсутствия речи. Но
есть и ряд других факторов, влияющих на развитие речи, поэтому нам важно выяснить и ряд других вопросов. Как происходило раннее речевое развитие ребенка?
Кто в основном проводит время с ребенком и занимается его развитием, в том числе и речевым? Были ли у кого-то из членов семьи трудности в речевом развитии? Есть ли у членов семьи нарушения речи? Как вы и другие члены семьи реагируете на просьбы ребенка, когда он «мычит»? Какие игры вы проводили по активизации речи? Как во время их проведения ребенок себя вел?
Из беседы с мамой: «К сожалению, я не уделяла должного внимания раннему речевому развитию и не старалась запомнить, когда у ребенка появились гуление и лепет. Был период до года, когда ребенок произносил какие-то звуки, но в 12 месяцев
это спонтанно закончилось с появлением «мычания» вместо просьб. В основном время с ребенком провожу я и бабушка Саши. Т.к. его папа работает, то проводит время с сыном только по вечерам и выходным дням. Соответственно, речевым развитием в основном занимаемся я и бабушка. Проблем с речью ни у кого из членов семьи нет и никогда не было. Когда Саша что-то просит, мы стараемся не доводить до криков и плача, поэтому чаще всего даем желаемое сразу. К речевым играм, где нужно повторить звуки животных, сын относится нейтрально, звуки животных не повторяет, но «мычит» в ответ».
Анализ ситуации учителем логопедом. Мы выяснили, что в пренатальный период имели место быть биологические факторы риска, способные вызвать нарушения в развитии ребенка. На момент обращения родителя за консультацией к учителю-логопеду ребенок здоров, у него сохранны слух и понимание речи. К 2,5 годам в норме ребенок должен произносить не только слова, но и фразы, а словарный запас должен насчитывать более тысячи слов. Таким образом, мы можем сделать вывод, что у мальчика задержка речевого развития. Вероятнее всего, органического генеза. Необходимо оказать родителю помощь в активизации речевой деятельности у ребенка, научить маму проводить игры по активизации речи.
Стратегия дальнейшей работы с родителем по решению данной проблемы:
− рассказать родителю о нормах речевого развития в онтогенезе;
− ознакомить с необходимостью подготовительного этапа (в игре научить ребенка подражать, развить у ребенка слуховое восприятие и дыхание, а также внимание и
− научить маму организации специальных игр по активизации речи, чтобы ребенку было интересно;
− сформировать адекватное отношение к речевому нарушению ребенка;
− рассказать о психолого-педагогических особенностях детей испытывающих трудности в речевом развитии (например, повышенная утомляемость и пр.).
Информация для родителя (мамы) Развитие речи в норме у ребенка в 2,5 года. Нормальное речевое развитие речи ребёнка в 2 года приводит к тому, что к 2,5 годам его словарь насчитывает от 1 тыс. до 1200 слов. Это количество в 3-4 раза больше, чем тот словарный запас, с которым он пришёл к двум годам. Чаще всего он употребляет существительные и глаголы. Прилагательными ребёнок обозначает: размеры предметов (большой, маленький); цвет (зелёный, красный, синий, жёлтый, белый, чёрный); свойства предметов (сладкий, кислый, холодный, горячий); качества (хороший, плохой); форму (круглый, квадратный, треугольный). В речи малыша активно появляются обобщающие слова, такие как игрушки, фрукты, овощи, одежда, мебель, посуда, животные. Он может ещё путать предметы из одной и той же группы, называя словом туфли и ботинки, и тапочки, и даже короткие сапожки или сами понятия овощи – фрукты. Всё реже и реже встречаются в речи ребёнка облегчённые слова (би-би вместо слова машина). Активно развивается словотворчество, малыш сам придумывает слова. Доказательством того, что в этом возрасте дети способны осознавать звуковую сторону слова, может служить хрестоматийный пример, приведённый Корнеем Чуковским в его книге «От двух до пяти»: мазелин – вазелин, мокресс – компресс.
Информация родителю: Психолого-педагогические особенности детей с задержкой
развития речи. Дети с трудностями в речевом развитии, как правило, имеют отягощенный неврологический статус. Внешне это выражается в особенностях поведения: дети либо гипервозбудимы, расторможены, либо, наоборот, пассивны, инфантильны. Внимание таких детей непроизвольное, неустойчивое. Игровая деятельность – на уровне нецеленаправленного манипулирования игрушками.
Часто дети с патологией речи моторно неловки, у них плохо развиты движения кисти, тонкие движения пальцев, к двум годам отсутствует «щипцовый» захват, дети не
могут точно, координированно выполнить движения губами, языком после показав взрослыми. Пассивный словарь чаще всего на номинативном уровне, т.е. дети ориентируются в названиях предметов, показывают некоторые изображения, но не понимают вопросов косвенных падежей, с трудом ориентируются в названиях действий.
Рекомендации родителю: Необходимость подготовительного этапа в активизации
речевой деятельности. Прежде чем начинать работу собственно над развитием речи, надо подготовить ребенка. Прежде всего — игры на развитие подражания. Именно в таких играх ребенок учится получать важную информацию от другого человека.
Также проводится работа по развитию у малыша слухового восприятия и дыхания, внимания и памяти, без должного уровня развития которых формирование речи также будет тормозиться.
Рекомендации родителю: Особенности речевого сопровождения безречевого
ребенка. Отсутствие у малышей активной речи не позволяет строить занятия на основе речевого общения. Взрослый берет на себя активную роль: ведет ребенка за собой – объясняет и показывает, задает вопросы и сам же на них отвечает, предлагает ребенку несколько вариантов ответов на выбор. При этом необходимо многократное повторение словесного материала, чтобы облегчить детям его усвоение и запоминание. К речи взрослого также предъявляется ряд требований: говорите простыми словами и фразами; речь должна быть чистая, без нарушений, взрослый дает только образцы правильной речи (недопустимо повторение за ребенком слов-заменителей); артикуляция должна быть четкой, дети должны видеть движения губ взрослого.
Рекомендации родителю:
Организация специальных игр для активизации речевой деятельности. Ребенок 2-3 лет может заниматься продуктивно только тогда, когда ему по-настоящему интересно. Кроме этого, активизация речи детей требует наглядности и должна быть тесно связана с практической ситуацией. Всего этого можно добиться в игре. Помимо интересного игрового сюжета, основанного на практическом опыте ребенка, в логопедических играх используются специальные приемы работы: паузы в речи педагога, использование жестов, договаривание ребенком слов и фраз и др. Кроме вышесказанного следует принять во внимание некоторые особенности детей с нарушениями речи: возможны повышенная утомляемость, невнимательность и др.
Рекомендации родителю: Развитие речи ребенка после ее активизации. Создание потребности подражать слову взрослого – ответственный момент в логопедической работе с безречевыми детьми. Необходимо отметить, что развитие речевого подражания – естественный период в развитии детской речи как в норме, так и в случае речевых нарушений. Неправильно было бы «перескочить» этот период и начинать логопедическую работу с неговорящими детьми с разучивания правильно
произносимых слов или, что еще хуже, с постановки звуков. При этом не следует впадать в другую крайность – расширять и закреплять автономную речь детей, когда употребляемые ребенком звукосочетания понятны лишь близким взрослым. Необходимо переходить к обучению произнесению слов и словосочетаний при первой же возникшей у ребенка возможности воспроизводить по подражанию хотя бы части некоторых слов. Необходимо создать такие условия обучения, в которых у
ребенка появилось бы желание произносить (повторять) одни и те же звукосочетания неоднократно. Этапы развития речевого подражания: повторение аморфных слов (подражания голосам животных, транспортным шумам, шумам музыкальных игрушек); повторение слов (сначала коротких: мама, папа, дай, утя, киса и т.п.); повторение коротких фраз (например: мама там, вот ложка, дай ложка).
Итоги проведенной консультации: выявлены возможные причины отсутствия речи у ребенка; повышена психолого-педагогическая грамотность родителя в вопросе развития речевой деятельности у ребенка раннего возраста; даны конкретные рекомендации по активизации речи; построен дальнейший план работы по формированию и развитию речи в условиях семьи; обсуждение итогов беседы, ответы на оставшиеся вопросы, получение обратной связи.
Рекомендации родителю: Игры на развитие общего подражания «Мишка косолапый», «Заиньки», «Ладошки». Игры для развития речевого подражания «Самолеты»,«Ёжик», «Бьем в барабан»
Список литературы: Архипова Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. – Москва : АСТ: Астрель, 2007. – 231 с. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Начинаем говорить (развитие речи). – СПб. : Паритет, 2004. – 160 с. Громова О. Е. Формирование начального детского лексикона // Логопед, 2004 – № 1. С. 41-47. Датешидзе Т. А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с зедержкой речевого развития. – СПб. : Речь, 2004. – 128 с. Исенина Е. И. Дословесный период развития речи у детей. – Саратов : Издательство Саратовского
университета, 1986. – 162 с. Янушко Е. А. Помогите малышу заговорить. – Москва :
Теревинф, 2007. – 232 с.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 10.11.2024
Дата обновления: 10.11.2024
Дата публикации: 10.11.2024