20.06.2019
С каждым годом жизнь
предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и
к детям: неуклонно растёт объём знаний, которые нужно им передавать. Мало того,
педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным.
Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно
позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них высших
психических функций: мышления, памяти, внимания и, конечно, речи. Это –
основное условие успешного обучения.
Работая с детьми с различными нарушениями могу
отметить, что для них характерны повышенная отвлекаемость, эмоциональная
неустойчивость, психическая истощаемость, моторная неловкость. Для преодоления имеющихся у дошкольников
нарушений, предупреждения развития различных патологических состояний,
укрепления психофизического здоровья необходимо проведение комплекса
специальных «кинезиологических»
упражнений.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через
движения.
Мозг человека представляет собой «содружество»
функционально ассиметричных полушарий – левого и правого, каждое из которых –
не зеркальное отображение другого, а необходимое дополнение.
Как же обеспечить эффективное взаимодействие полушарий
и развить их способности?
Как я уже указала выше, при помощи специальных
«кинезиологических» упражнений.
Основателем учения «образовательной кинезиологии»
является американский доктор Пол Деннисон. Пол и его жена Гейл Деннисоны обнаружили
огромные возможности естественных физических движений, которые могут быть
использованы для успешного развития и обучения, как ребенка, так и взрослого.
Их открытия легли в основу программы под названием «Гимнастика мозга».
«Гимнастика
мозга» напоминает обычную зарядку и проста в исполнении.
Приведу
несколько упражнений из комплекса:
«Кулак
– ребро – ладонь»
Ребёнку
показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющие
друг друга: распрямленная ладонь на плоскости стола; ладонь, сжатая в кулак;
ладонь ребром.
Ребёнок
выполняет движения за взрослым, затем – по памяти в течение 8-10 повторений
моторной программы. Движения сначала выполняются правой рукой, затем – левой,
потом – двумя руками вместе. При затруднении взрослый предлагает ребёнку
помогать себе командами («кулак – ребро – ладонь»).
«Лягушка»
Положить
руки на стол. Одну ладошку сжать в кулак, другую положить на плоскость стола.
Одновременно менять положение рук. Усложнение упражнения состоит в ускорении.
«Ухо
– нос»
Левой
рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно
отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, затем поменять положение рук «с
точностью да наоборот».
«Я
хороший»
Одна
рука гладит по голове, другая хлопает по груди. Хлопаем в ладоши. Затем –
меняет положение рук да наоборот.
«Зеркальное
рисование»
Положите
на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру.
Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально – симметричные рисунки,
буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и
руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно
увеличивается эффективность работы всего мозга.
Если вы решили разучить упражнения «Гимнастики мозга»,
помните, у вас получится четкое выполнение не с первого раза. Наберитесь
терпения и разучивайте их систематически (каждое утро или перед конкретными
занятиями). Попробуйте – результаты не заставят себя долго ждать! Доказано, что
в результате систематического выполнения кинезиологических упражнений у детей
улучшилась память, внимание, речь, пространственные представления, мелкая и
крупная моторика, снизилась утомляемость, повысилась способность к произвольному
контролю.
И в
заключение маленький совет:
Большинство из нас выполняют рутинные ежедневные
физические действия «удобной» рукой. Попробуйте сами и предложите вашему малышу
чистить зубы, причесываться, доставать предметы. Рисовать или даже писать другой
рукой. Исследования показывают, что выполнение обычного действия «необычной»
рукой активизирует новые участки мозга и помогает развивать новые контакты
между клетками мозга. Так что попробуйте, экспериментируйте, Это не только
полезно, но и весело!
Желаю успехов!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 05.09.2019
Дата обновления: 05.09.2019
Дата публикации: 20.06.2019