16.09.2019
Сначала очень кратко
о самом явлении СТРЕСС , а затем о способах совладания.
Стресс — это неспецифическая системная реакция организма на
отклонение условий существования от привычных.
Стадии стресса. Выделяют три стадии
течения стресса:
1) тревога (мобилизация ресурсов, потребность организма в
восстановлении, длящемся в среднем 24-48 часов, ощущение усталости)
2) сопротивление (если стрессовый фактор продолжает своё
воздействие, то уровень сопротивляемости организма возрастает, признаки тревоги
пропадают, ресурсы расходуются сбалансировано. В случае, когда стрессовый
фактор слишком сильный или действует длительное время, наступает стадия
истощения (!!))
3) истощение (организм теряет способность адаптироваться к
стрессу, активация внутренних ресурсов не возможна — сил больше не остаётся,
появляется слабость, ожидается поддержка извне (!!!))
Причинами
стресса у ребёнка могут быть: потеря семьи, смерть члена семьи или близкого к семье
человека, развод родителей или повторный брак, смерть домашнего любимца,
неожиданный или длительный отъезд кого-то из членов семьи, болезнь самого
ребёнка, болезнь родителей, при которой они не могут уделять ребёнку
достаточного внимания, госпитализация ребёнка, переезд, смена детского сада или
школы, конфликты родителей, конфликты с детьми или воспитателями/учителями,
обсуждение при ребёнке «недетских тем» (финансовые трудности семьи, например),
появление в семье сестры или брата, телесные наказания, унижение личности
ребёнка и т. д.
Симптомы детского
стресса. Стадии стресса у детей выражены ярче, чем у взрослых. Симптомы зависят
от возраста ребёнка и подразделяются на два типа: физиологические и
психофизиологические. Физиологические симптомы: частые заболевания, проблемы с
пищеварением, гастрит, боли в животе, головная боль, нарушение аппетита, сбой
веса,
Психофизиологические
симптомы: нарушение сна, повышенная утомляемость, рассеянное внимание, регресс
(сосание пальца, энурез), аутоагрессия (выдёргивание волос, обкусывание ногтей
и бокового валика пальцев и пр.), внезапная замкнутость, повышенная
тревожность, раздражительность, плаксивость и т. д.
Способы преодоления
стресса. Существуют техники, помогающие преодолеть стресс у детей, но
фундаментом такой помощи будет являться принятие и поддержка родителей. Почему
там важно участие родителей? Потому что, чаще всего, стресс возникает у малыша
в ответ на новый для него опыт, и он просто не знает как совладать со своей
реакцией на этот опыт, от того стрессовое событие начинает преследовать его в
виде страхов во сне и в воспоминаниях.
Вы можете
продемонстрировать своё принятие, позволив ребёнку открыто выражать свои
чувства. Не обесценивайте чувства ребёнка и ту ситуацию, в которую он попал
(«что ты ревёшь как девчонка из-за всякой ерунды?»).
1. Работа со стрессом через режим, активность и закаливание.
Следует внимательно отнестись к продолжительности сна и его качеству, к тому,
сколько времени ребёнок находится на свежем воздухе, к регулярности физической
активности (занятия спортом). Полезны будут процедуры закаливания, тем более
при повышенном уровне агрессивности.
2. Работа со стрессом через контакт. Обниматься желательно не
менее 10 раз в день, продолжительность объятий примерно 20 секунд (объятия
повышают уровень окситоцина в крови), также, по возможности, стоит отвести
ребёнка на массаж, так как он содействует устранению мышечных зажимов и общему
расслаблению. Уделяйте внимание ребёнку — здесь важно качество (сосредоточенность
на ребёнке, занятия, доставляющие ему радость, положительные эмоции от
совместных дел), а не количество часов.
3. Работа со стрессом через рисунок. Особенно будет полезно
использовать техники на ощущение границ — обвести ручку\ножку\всё тело и
раскрасить, украсить наклейками, вырезками и рисунками.
4. Работа со стрессом через кукольную постановку. Взяв игрушки,
вы можете проиграть с ребёнком сценарий, найдя в процессе игры способ
совладания со стрессовой ситуацией. Главное, чтобы в этой игре ребёнок
почувствовал свою силу и поддержку близкого человека.
5. Работа со стрессом через психотерапевтическую сказку. Такие
сказки можно купить в магазине или найти в интернете, а можно придумать самим.
С любым персонажем (лесной зверь, принцесса, робот и т. д.) может повториться
история, произошедшая с вашим малышом. В сказке герой успешно справляется с
трудностями и обязательно выходит победителем.
6. Работа со стрессом с психологом индивидуально или в
психокоррекционных группах. Если чувствуете, что самостоятельно не справляетесь
с последствиями стресса у ребёнка, обратитесь за помощью к частному психологу
или к специалистам, работающим в детском саду/школе, либо в районном
психологическом центре.
Помните, стресс лучше предотвратить по средством профилактики,
нежели потом бороться с его последствиями!
Профилактика
стрессов у детей
1. Читайте детям русские народные сказки. Баба-Яга и Кощей
Бессмертный там неспроста! Посредством этих персонажей ребёнок в щадящей форме
сталкивается с явлением «чёрного и белого».
2. Познакомьте ребёнка с той истиной, что чем злее человек, тем
он несчастнее. Поселите в сердце ребёнка свой образ, пусть он вспоминает вас и
ваши слова любви тогда, когда сталкивается с негативом. Ваша любовь, принятие и
поддержка — путеводная нить ребёнка на всю жизнь.
3. Готовьте ребёнка к детскому садику, школе, переезду, первому
путешествию и т. д. заранее, по средством сказок, мультфильмов, игр и т. д.
4. Научите малыша выпускать эмоции и придерживайтесь этого
правила сами. Нет ничего вреднее застрявшего внутри негатива. Пусть ребёнок
плачет, злится. Агрессию можно выразить конструктивно. Чувство можно
нарисовать, чувство можно обыграть с игрушками, чувство можно записать и
помять, порвать, растворить в воде и т. д.
5. Научите ребёнка понимать свои чувства и эмоции. Озвучивайте
то, что происходит с ребёнком ("Ты сейчас злишься? Я понимаю, ты
хотел..."). Сейчас в магазинах легко можно найти книги, рассказывающие как
понять свои эмоции и выразить их в конструктивной форме, например книга Корнелии
Спилман «Когда я злюсь. Сказки для эмоционального интеллекта».
6. Следите за контентом. Не смотрите криминальные новости при
малыше, отслеживайте возрастную категорию мультфильмов и фильмов,
устанавливайте фильтры на гаджетах.
Счастья вам, дорогие родители, и вашим детям!
Педагог-психолог: Слободян Е.В.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 18.09.2019
Дата обновления: 18.09.2019
Дата публикации: 16.09.2019