07.10.2019
Одним из самых необходимых компонентов готовности ребенка к
школе является психологическая
готовность «Психологическая готовность» - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для
освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников» (Венерг). Для успешного обучения
и личностного развития ребёнка важно, чтобы он пошёл в школу подготовленным, с
учётом его общего физического развития, моторики, состояния нервной системы.
Какие же составляющие входят в набор «школьной готовности»? Это,
прежде всего мотивационная готовность, волевая готовность, интеллектуальная
готовность.
Мотивационная
готовность - это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей
почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная
готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание пойти в
школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Школа привлекает
не внешней стороной (атрибуты школьной жизни - портфель, учебники,
тетради), а возможность получить новые знания, что предполагает развитие
познавательных интересов.
Волевая
готовность - необходима для нормальной адаптации детей к школьным
условиям. Речь идёт не столько об умении ребят слушаться, сколько об умении
слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый. Дело в том, что
ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои
непосредственные желания и побуждения.
Для этого необходимо, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на
инструкции, которую получает от взрослого. Вы можете развивать такое умение и
дома, давая детям разные, вначале несложные задания. При этом обязательно
просить детей повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что они всё услышали
и правильно поняли. В более сложных случаях можно попросить ребёнка объяснить,
зачем он будет это делать, можно ли выполнить порученное задание разными
способами. В том случае, если вы даёте несколько заданий подряд или если
ребёнок затрудняется в выполнении сложного задания, вы можете прибегнуть к
схеме-подсказке, то есть к рисунку. Для тренировки волевой готовности хороши и
графические диктанты, в которых дети рисуют в определённой последовательности
кружки, квадраты, треугольники и прямоугольники под вашу диктовку или по
заданному вами образцу. Можно также попросить ребёнка подчёркивать или
вычёркивать определенную букву или геометрическую фигуру в предложенном тексте.
Эти упражнения развивают и внимание детей, их умение сосредоточиться на
задании, а также их работоспособность. Если ребёнок быстро устаёт, забывает
последовательность фигур или букв, которые надо вычёркивать, начинает
отвлекаться, что-то чертить на листочке бумаги с заданием, вы можете облегчить
ему задачу, сказав, что ему осталось нарисовать ещё одну или две строчки (или
подчеркнуть ещё 5-10 букв). В том случае, если деятельность вашего ребёнка
нормализуется, можно говорить о наличии волевой готовности, хотя и не очень
хорошо развитой. В том же случае, если ребёнок так и не сможет сосредоточиться,
волевая регуляция поведения у вашего ребёнка отсутствует, и он не готов к школьным
занятиям. Значит, надо продолжать с ним упражнения, прежде всего, учить его
слушать ваши слова.
Для нормального развития детям необходимо понять, что существуют
определённые знаки (рисунки, чертежи, буквы или цифры), которые как
бы замещают реальные предметы. Вы можете объяснить ребёнку, что для того, чтобы
посчитать, сколько машинок в гараже, не обязательно перебирать сами машинки, но
можно обозначить их палочками или кружочками и посчитать эти палочки -
заместители машинок. Для решения более сложной задачи можно предложить детям
построить чертёж, который помог бы представить условие задачки и решить её на
основе данного графического изображения. Постепенно такие рисунки-чертежи
становятся более условными, так как дети, запоминая этот принцип, могут уже
нарисовать данные обозначения (палочки, схемы) в уме, в
сознании.
Интеллектуальная
готовность - многие родители считают, что именно она является главной
составляющей психологической готовности к школе, а основа её - это обучение
детей навыкам письма, чтения и счёта. Это убеждение и является причиной ошибок
родителей при подготовке детей к школе, а также причиной их разочарований при
отборе детей в школу. На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает
наличия у ребёнка каких-то определённых сформированных знаний и умений (например,
чтения), хотя, конечно, определённые навыки у ребёнка должны быть.
Однако главное - это наличие у ребёнка более высокого
психологического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию
внимания, памяти, мышления, даёт возможность ребёнку читать, считать, решать
задачи «про себя», то есть во внутреннем плане.
Получается, что психологическая готовность к школе - это вся
дошкольная жизнь. Но даже за несколько месяцев до школы можно при необходимости
что-то скорректировать и помочь будущему первокласснику спокойно и радостно
войти в новый мир.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 11.10.2019
Дата обновления: 11.10.2019
Дата публикации: 07.10.2019