04.10.2019
«Театр
- это волшебный край,
в котором ребенок радуется,
играя, а в игре он познает мир!»
Речь, во всём её многообразии,
является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно,
и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности
дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в
речевом общении. Именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации,
в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение
и раскрываются. Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в
“театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы,
театральные представления.
Как часто, в погоне за новым и оригинальным мы забываем о том, что уже
выдержало испытание временем! Мы стараемся предложить своим детям то, чего не
было у нас, то, что отражает последние достижения технического прогресса: компьютерные и электронные игры, игровые
приставки, игрушки-роботы, интерактивные игрушки и др.. Но нужно ли все это
нашим детям? Способствуют ли эти новые занятия их умственному, душевному и
общему психическому развитию.
Единого мнения о вреде новомодных игрушек пока не существует, зато польза
многих традиционных игр известна давно. К таким играм
относится игра-драматизация.
Это один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором
наиболее ярко отражается принцип - обучаемся играя. В такие игры
ребенок никогда не играет молча.
Своим голосом или голосом персонажа ребенок проговаривает события и
переживания. Он озвучивает героев, придумывает историю, проживает то, что в
обычной жизни ему прожить бывает нелегко. Во время таких игр происходит
интенсивное развитие речи, качественно и
количественно обогащается словарный запас, развивается
воображение, творческие способности ребенка, способность управлять
собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом, логичность и
самостоятельность мышления. Все это приобретает особое значение в
познавательном развитии и дальнейшей
учебной деятельности. Поэтому игры-драматизации необычайно полезны и нужны
ребенку на разных этапах его развития. В создании театрального образа велика роль слова. Именно оно помогает ребенку выразить свои
мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ним свои действия.
Дети видят свой мир через образы, краски и звуки. В процессе работы
над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется
словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи.
Даже самый неуверенный в себе или застенчивый малыш с удовольствием выступает
перед сверстниками. Сначала
ребенок видит маленький спектакль в ваших руках, а затем ему захочется взять игрушку
в свои руки и заговорить от ее имени. Очень важно играя, обращаться к ребенку,
включая его в игру.
Хотелось порекомендовать каждой семье - создать
свой домашний театр.
Домашний
театр - это совокупность театрализованных игр и разнообразные виды театра. Театр – это прекрасный речевой и сенсорно – двигательный
тренажер, подходящий для детей любого возраста. Куклы развивают подвижность
пальцев обеих рук, помогают освоить речь персонажей, и научат ставить домашние
театрализованные представления. Организовывая кукольный театр дома, следует помнить, что
дети любят спектакли с простым, ясным и забавным сюжетом, знакомыми персонажами
и благополучным концом. Пьесы должны быть увлекательными и в то же время развивать фантазию ребенка,
способствовать речевому развитию. Для
организации домашнего кукольного театра можно
использовать игрушки и куклы, выпускаемые промышленностью, но наибольшую
ценность имеют игрушки, изготовленные родителями
совместно с детьми.
Доступные для домашнего пользования кукольный, пальчиковый ,настольный, теневой
театры. Пальчиковый театр - это уникальная
возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет
занять, роль любого героя. Ребенок может одеть любого персонажа себе на
пальчик, и поиграть, или, как вариант, одеть
его на специальную подставку и разыгрывать сказку на столе.
Малыши очень
любят настольно-плоскостной театр –
это картонные или фанерные силуэты на устойчивых подставках. Все персонажи
окрашены с двух сторон и передвигаются скольжением по столу. Фанерный аналог
более долговечен, и расширяет период использования театра. Это особенно актуально, если в семье
двое и более детей.
Этот театр привлекает
ребенка не только сюжетными возможностями, но и декорациями. В ходе игры дети
увлекаются деталями. Поэтому в комплекте набора такого театра всегда есть
дополнительные предметы: деревья, домики, ручейки и т.
д. Играя, ребенок с удовольствием
озвучивает роли всех персонажей сказки. Ему приходится придумывать каждому
герою свой неповторимый голос, а это не только звери и люди. Придумать голос
бывает необходимо и ветру, и дереву, и даже волшебным феям. Такая игра развивает и воображение, и
речь, и голосовой диапазон ребенка.
Можно использовать дома и конусный театр. Он также имеется в продаже
в виде альбома, в котором все необходимые детали вырезаются и склеиваются. Все
детали, из которых состоят игрушки-артисты – геометрические фигурки. Здесь
каждый ребенок может проявить все свои возможности. Особенно хорошо удается
инсценировать потешки, песенки и мини-сказки. Как правило, такой театр предпочитают дети
старшего дошкольного возраста. Малышам его не рекомендуют,
т. к. бумажные куклы очень непрочные и требуют осторожного обращения. Удачной
альтернативой могут стать куклы-статуэтки или животные, деревянные, сшитые или
связанные и наполненные овечьей шерстью. Они теплые, как живые, устойчивые и
долговечные. Образцы для изготовления можно найти в журналах для рукоделия.
Очень важно, чтобы
родители уделяли ребенку как можно больше времени! Наберитесь терпения, будьте
упорными-и тогда Ваши усилия будут вознаграждены, и Вы увидите, как много
нового узнал и научился делать Ваш ребёнок, как пополнился его словарный запас,
какой богатой стала связная речь!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 11.11.2019
Дата обновления: 11.11.2019
Дата публикации: 04.10.2019