24.01.2020
Когда начинается развитие детской речи?
Для родителей – в тот незабываемый день, когда малыш произнёс
первые слова: мама, папа, дай, на. А на самом деле – гораздо раньше. Этому дню
предшествуют недели и месяцы, в течение которых ребёнок учится отличать одни
речевые звуки от других, а его артикуляционный аппарат приобретает гибкость и
подвижность.
Некоторые родители считают, что неправильное произношение
звуков, торопливая и недостаточно отчётливая речь дошкольника не могут служить
поводом для тревоги, несовершенство детской речи – возрастное явление,
проходящее само со временем. Конечно, если трёхлетний малыш не всегда правильно
строит предложения, не может последовательно и логично передать содержание
прочитанной ему сказки, допускает лексико-грамматические ошибки или неправильно
произносит некоторые звуки, то ничего страшного в этом нет. Здесь, в первую
очередь, стоит обратить внимание на то, понимают ли речь вашего ребёнка
окружающие его посторонние люди, педагоги и воспитатели, а также понимает ли
ребёнок их речь. Тревогу вызывают дети, которые на третьем году жизни говорят
совсем мало, или вообще не говорят.
Проконсультируйтесь у
врача-логопеда в городской поликлинике о развитии речи вашего ребёнка, тем
более такая консультация будет необходима не только для вас, но и для
специалистов ДОУ, сопровождающих вашего ребёнка в развитии.
Помните! Чем раньше выявлена причина недостаточного речевого
развития, тем быстрее и эффективнее будут ваши действия для её устранения.
Не забывайте! Чем дольше длится отставание в развитии речи у
ребёнка, тем труднее наверстать упущенное и тем пагубнее последствия.
У ребёнка третьего года жизни проверьте:
- Какими частями речи он пользуется (употребляет ли в своей
речи прилагательные, числительные, местоимения, наречия), как часто применяет
обобщающие слова (например, огурец, помидор, морковь называет одним словом
овощи)?
- Какие виды предложений использует ребёнок: простые,
распространённые, сложноподчинённые; из какого количества слов составляет их?
- Как часто задаёт вопросы, как передаёт содержание небольших
рассказов, сказок (по вопросам), использует ли при этом интонационные средства
выразительности?
- Какие звуки произносит правильно, какие неправильно, какие
совсем не произносит?
На третьем году жизни у малыша интенсивно развивается
мышление: он начинает сравнивать одни предметы с другими, устанавливать между
ними простейшие связи, обобщать предметы по сходным признакам. Он начинает
воспринимать и правильно осмысливать содержание небольших рассказов, коротких
сказок, может вслед за взрослым повторить довольно сложные слова и фразы.
Возрастающий интерес ребёнка к предметам и действиям с ними побуждает его
постоянно обращаться к взрослым. Но обратиться и получить информацию он может,
только овладев речью. Это и является главным стимулом к её усвоению. Быстро
пополняется словарный запас ребёнка: к трём годам он достигает примерно 1000 –
1200 слов. Кроме существительных и глаголов ребёнок всё чаще употребляет прилагательные,
наречия, местоимения. Наряду с расширением словаря и уточнением произношения в
этом возрасте происходит дальнейшее усвоение грамматического строя родного
языка. Ребёнок свободно связывает несколько слов в целые предложения, согласуя
в роде, числе и падеже, хотя в грамматическом отношении речь его не всегда
правильна. В разговоре малыш в основном пользуется простыми предложениями. Он
настолько уже овладел речью, что может объяснить, что ему нужно, рассказать то,
что он видел, он легко общается с малознакомыми людьми и сверстниками.
Что делать, чтобы речь у ребёнка
развивалась правильно?
1.Мотив.
Ни в коем случае нельзя предупреждать желания ребёнка! Надо
дать ему возможность выразить свою просьбу словами. Например, мальчик подошёл к
столу и тянется к вазе с яблоками. Мать вместо того, чтобы спросить ребёнка:
«Что тебе дать?», молча даёт ему яблоко. Малыш также молча берёт его и отходит.
Желание ребёнка выполнено - необходимости к общению нет.
2.Любознательность.
Не оставлять без внимания эти бесконечные вопросы: «Что это?
Почему? Зачем? и т.д». Причём однозначные ответы не будут стимулировать речь
малыша, поэтому необходимо не только называть предметы, но и указывать их
назначение, некоторые свойства и качества.
3.Сопровождайте
любую совместную деятельность речью, постоянно задавайте ребёнку вопросы.
«Я ходила в магазин. Давай посмотрим, что я купила». Вынув из
сумки помидор, спросите малыша: «Что это?» - «Помидор», - ответит он. «Какого
цвета помидор?». Таким образом, можно сравнивать помидор с другими предметами
по форме, величине, качеству, цвету. Расширению словарного запаса, уточнению
значений слов очень помогают совместные игры взрослого и ребёнка.
4.Избегайте
постоянных «нельзя», «не смей», «не трогай».
Новые и незнакомые предметы ребёнку хочется потрогать,
хорошенько рассмотреть, что с ними делать. Так, если на улице внимание малыша
привлекла кошка, то подойдите к ней, рассмотрите её как следует: скажите какая
кошка красивая, какая у неё полосатая спинка, белые лапки, длинные усы и хвост,
как кошка умеет «разговаривать» - мяукать, назовите её детёнышей - котята, и
т.д.
5.Исправляйте
грамматически неверную речь ребёнка.
Часто в этом возрасте ребёнок допускает ошибки в согласовании
слов с существительными во множественном числе (один карандаш - много
карандашей), а также в употреблении предлогов (на, под, в). Посадите куклу на
стол и спросите: «Где кукла?» (На столе). Затем поставьте машину под стол: «Где
машина?» (Под столом). Потом положите куклу в коробку и спросите: «Где кукла?»
(В коробке). Если ребёнок затрудняется или даёт неправильные ответы, поправьте
его.
6.Развивайте
слуховое восприятие у ребёнка.
Очень важно учить ребёнка прислушиваться к окружающим его
звукам (тиканье часов, шум проезжающего автомобиля, и т.д.), а также отличать
на слух разные звучания (барабана, дудки, погремушки, и т.д.) и звукоподражания
(«мяу» - мяуканье кошки, «з-з-з» - звон комарика, «ж-ж-ж» - жужжанье жука, и
т.д.).
7.Укреплять
мышцы артикуляционного аппарата.
У большинства детей в этом возрасте движения языка, губ,
нижней челюсти вялые, замедленные и неточные. Здесь необходимо выполнять
специальные упражнения в игровой форме, можно перед зеркалом (ребёнок сможет
рассмотреть, как эти движения получаются у вас и сравнить со своими
движениями).
8.Следите
за темпом речи и интонацией.
Если малыш торопится высказать свои мысли, говорит очень
быстро, то необходимо вместе с ним произносить уже сказанную фразу медленней, а
также следить за своим темпом речи. Ребёнок этого возраста может уже
пользоваться интонационными средствами выразительности речи (изменять голос по
высоте и силе, правильно делать паузы, менять темп речи в зависимости от
характера высказывания). Поэтому, рассказывая ребёнку сказку, не забывайте о
выразительности своей речи.
9.При
заучивании стихов используйте отражённую речь.
Помните, что ребёнку всегда легче повторить уже произнесённую
фразу за вами, уяснив её смысл, поэтому любое заучивание начинается с речевого
образца. Заучивайте по одной строчке: «Сначала я (послушай), потом ты
(повтори)». Например: мама произносит - «Наша Таня громко плачет» - ребёнок
повторяет - «Наша Таня громко плачет» и т.д.
Регулярные речевые игры с ребёнком помогут ему своевременно
усвоить звуки, увеличить словарный запас, научиться правильно строить фразы,
говорить ясно и понятно для окружающих.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 26.01.2020
Дата обновления: 26.01.2020
Дата публикации: 24.01.2020