Положение о взаимодействии с семьями воспитанников МБДОУ детский сад №10

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о взаимодействии с семьями воспитанников Муниципального
бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №10 (далееПоложение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»; Приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (с изменениями)
(далее - ФГОС ДО); Приказом Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028
«Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (далее
– ФОП ДО); Приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1022 «Об
утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (далее – ФАОП
ДО); Семейный кодекс Российской Федерации; Уставом МБДОУ детского сада №10.
1.2. Данное Положение является локальным нормативным актом МБДОУ детского сада
№10 (далее – ДОУ) и вводится в целях организации работы с родителями (законными
представителями) воспитанников, вовлечения их в единое пространство детского развития в
дошкольном образовательном учреждении.
1.3. Настоящее Положение определяет концептуальные основы взаимодействия
педагогов и родителей, цели, задачи, принципы, механизмы и направления совместной
деятельности для обеспечения комплексного подхода к формированию ценностных
ориентиров у воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
1.4. Положение устанавливает критерии оценки эффективности работы ДОУ с семьей,
документацию, регламентирует контроль осуществления взаимодействия.
1.5. Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников осуществляется в рабочее
время.
2. Цели, задачи и основные направления работы
2.1.
Цели взаимодействия:
Главными целями взаимодействия педагогического коллектива ДОУ с семьями
воспитанников дошкольной организации являются:
- повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования,
охраны и укрепления здоровья детей раннего и дошкольного возрастов;
- создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной
деятельности, а также вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность;
- обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОУ и семьи;
повышение воспитательного потенциала семьи;
2.2.
Основные задачи работы:
В соответствии с ФОП ДО:

информирование родителей (законных представителей) и общественности
относительно целей ДО, общих для всего образовательного пространства Российской
Федерации, о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об
образовательной программе, реализуемой в ДОУ;

просвещение родителей (законных представителей), повышение их правовой,
психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья,
развития и образования детей;
способствование развитию ответственного и осознанного родительства как базовой основы
благополучия семьи;

построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнёрских
отношений с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного
возраста для решения образовательных задач;

вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс.
2

В соответствии с ФГОС ДО:

организация сотрудничества ДОУ с семьей;

оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и
укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных
способностей и необходимой коррекции нарушений их развития;

взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников по
вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную
деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с
семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

обеспечение
психолого-педагогической
поддержки
семьи
и
повышение
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования,
охраны и укрепления здоровья детей;

установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника дошкольного
образовательного учреждения;

создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимной
поддержки;

осуществление консультативной поддержки родителей (законных представителей) по
вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в
случае его организации)

активизация и обогащение воспитательных умений родителей (законных
представителей) воспитанников, поддержка их уверенности в собственных педагогических
возможностях;

выработка общих взглядов и педагогических установок на воспитание ценностных
ориентиров у детей дошкольного возраста средствами приобщения воспитанников ДОУ к
традиционной культуре;

выявление эффективных форм сотрудничества с родителями (законными
представителями) воспитанников и повышение эффективности взаимодействия родителей и
педагогов в области формирования базиса личностной культуры детей;

гармонизация детско-родительских взаимоотношений, оказание помощи в организации
семейного досуга;

повышение
правовой
грамотности
родителей
(законных
представителей)
воспитанников в области защиты прав и достоинств ребенка;

повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей)
воспитанников по основным направлениям развития детей: физического, социальнокоммуникативного, художественно- эстетического, познавательного, речевого;

создание условий для обмена педагогическим и семейным опытом, установления
дружеских взаимоотношений семей.
2.3. Основные направления работы:

диагностико-аналитическое направление включает получение и анализ данных о семье
каждого воспитанника, её запросах в отношении охраны здоровья и развития ребёнка; об
уровне психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей); а
также планирование работы с семьей с учётом результатов проведенного анализа;
согласование воспитательных задач;

просветительское направление предполагает просвещение родителей (законных
представителей) по вопросам особенностей психофизиологического и психического развития
детей раннего и дошкольного возрастов; выбора эффективных методов обучения и воспитания
детей определенного возраста; ознакомление с актуальной информацией о государственной
политике в области ДО, включая информирование о мерах господдержки семьям с детьми
дошкольного возраста; информирование об особенностях реализуемой в ДОО
3

образовательной программы; условиях пребывания ребёнка в группе ДОО; содержании и
методах образовательной работы с детьми;

консультационное направление объединяет в себе консультирование родителей
(законных представителей) по вопросам их взаимодействия с ребёнком, преодоления
возникающих проблем воспитания и обучения детей, в том числе с ООП в условиях семьи;
особенностей поведения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и педагогом;
возникающих проблемных ситуациях; способам воспитания и построения продуктивного
взаимодействия с детьми раннего и дошкольного возрастов; способам организации и участия в
детских деятельностях, образовательном процессе и другому;

планирование работы с семьей на основе анализа социального паспорта и
психологического климата;

изучение опыта семьи с целью выяснения ее возможностей в области формирования
ценностных ориентиров, традиций семейной культуры;

повышение педагогической культуры, компетентности родителей в вопросах
образования, охраны и укрепления здоровья детей;

создание условий для личностного развития ребенка, его инициативы и творческих
способностей;

непосредственное вовлечение семьи в образовательную деятельность, совместную
работу по обмену опытом, в том числе посредством создания образовательных проектов
совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных
инициатив семьи;

организация деятельности по выявлению детей, нуждающихся в государственной
защите, с целью профилактики социального сиротства и устранения причин нарушения их
прав и законных интересов.
3. Основные принципы работы ДОУ
Планирование работы по взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников строится в
соответствии со следующими принципами:

приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребёнка: в соответствии с Законом
об образовании в РФ у родителей (законных представителей) воспитанников не только есть
преимущественное право на обучение и воспитание детей, но именно они обязаны заложить
основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка;

открытость: для родителей (законных представителей) должна быть доступна
актуальная информация об особенностях пребывания ребёнка в группе; каждому из родителей
(законных представителей) должен быть предоставлен свободный доступ в ДОО; между
педагогами и родителями (законными представителями) необходим обмен информацией об
особенностях развития ребёнка в ДОО и семье;

взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях педагогов и
родителей (законных представителей): при взаимодействии педагогу необходимо
придерживаться этики и культурных правил общения, проявлять позитивный настрой на
общение и сотрудничество с родителями (законными представителями); важно этично и
разумно использовать полученную информацию как со стороны педагогов, так и со стороны
родителей (законных представителей) в интересах детей;

индивидуально-дифференцированный подход к каждой семье: при взаимодействии
необходимо учитывать особенности семейного воспитания, потребности родителей (законных
представителей) в отношении образования ребёнка, отношение к педагогу и ДОО,
проводимым мероприятиям; возможности включения родителей (законных представителей) в
совместное решение образовательных задач;

возрастосообразность: при планировании и осуществлении взаимодействия необходимо
учитывать особенности и характер отношений ребёнка с родителями (законными
представителями), прежде всего, с матерью (преимущественно для детей раннего возраста),
4

обусловленные возрастными особенностями развития детей;

принцип открытости и доступности информации об учреждении: официальный сайт
ДОУ в сети интернет, Госпаблики ДОУ в социальных сетях, общение на платформе
«Сферум», в VK Мессенджере, информационные стенды, участие в заседаниях Управляющего
Совета ДОУ;

принцип гуманизации: предполагает установление подлинно человеческих,
равноправных и партнерских отношений в системе «ДОУ – семья»;

принцип непрерывности преемственности между дошкольным образовательным
учреждением и семьёй воспитанника на протяжении всего срока освоения образовательных
программ дошкольного образования: позволяет осознать, что только общими усилиями семьи
и образовательного учреждения можно построить полноценный процесс обучения,
воспитания и развития ребенка;

принцип психологической комфортности: заключается в снятии всех стрессовых
факторов образовательной деятельности, в создании в детском саду эмоциональноблагоприятной атмосферы;

принцип доступности: каждый желающий может участвовать в мероприятиях,
коллективных делах;

принцип доброжелательности всех участников образовательных отношений;

принцип добровольности: в процессе реализации задач и содержания образовательной
программы ДОУ не допускается никакого принуждения;

принцип формирования ценностно-смысловых ориентаций: доброта, красота, познание,
здоровый образ жизни, морально-этических ценностей, идеалов, художественного вкуса и
творческой самореализации, приобщение детей и их семей к традиционной культуре;

принцип организации развивающего взаимодействия детей со взрослыми (родителями
и педагогами) и другими детьми (в разно- и одновозрастном коллективах);

принцип тактичности и соблюдения прав родителей (законных представителей)
воспитанников ДОУ на осуществление ведущей роли в воспитании и образовании ребенка и
понимания неизбежной субъективности точки зрения педагогического работника;

принцип личностно-ориентированного подхода и правила «педагогики ненасилия».
4.
Организация работы
4.1.
Разрабатывается План взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников на
учебный год, который утверждает Педагогический совет дошкольного образовательного
учреждения. Его содержание определяется задачами, стоящими перед детским садом и
конкретными условиями работы.
4.2.
Организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и
семьи предполагает следующие этапы работы:

изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию детей;

группировка семей по принципу возможности их нравственного потенциала для
воспитания своего ребенка, других детей группы;

составление программы совместных действий педагога и родителей (законных
представителей);

анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной
деятельности.
4.3.
Требования к организации взаимодействия ДОУ и семьи:

целенаправленность (каждое мероприятие направлено на достижение конкретной цели
по предупреждению типичных ошибок родителей воспитанников);

планомерность и систематичность (непрерывность, последовательное усложнение и
расширение круга проблем, комплексный подход в формировании системы ценностных
ориентиров и развитию личности ребенка);
5



конкретный и дифференцированный подход (учет различия в системе
общечеловеческих и традиционных для той или иной культуры, нации или религии
ценностей).
4.4.
Общепедагогические и специфические условия организации взаимодействия
ДОУ и семьи:

сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми
родителями (законными представителями) группы;

взаимосвязь разных форм работы с родителями (законными представителями)
воспитанников дошкольного образовательного учреждения;

обеспечение в работе с родителями (законными представителями) определенной
последовательности, системы согласования личных, индивидуальных и общественных,
общечеловеческих ценностей;

учет своеобразия условий жизни и ценностей каждой семьи, возраста родителей, уровня
подготовленности к решению вопросов воспитания на основе приобщения детей к ценностям
традиционной культуры;

ценностно-ориентированный характер взаимоотношений работников ДОУ с
родителями (законными представителями) воспитанников: доверие во взаимоотношениях
между педагогами и родителями;
 соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям (законным
представителям) воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
4.5.
Методы и формы организации взаимодействия с родителями:
Наглядно-информационные: дни открытых дверей (открытые просмотры образовательной
деятельности); сайт ДОУ, сообщество групп в социальных сетях и мессенджерах;

Познавательные: родительские собрания (показ занятий-бесед, обсуждение увиденного и
ранжирование своих впечатлений, выработка общих ценностных установок, раздача памяток
по теме собрания); консультации, инструктажи, папки-передвижки; семинары-практикумы;
презентации опыта работы; совместные проекты;

Досуговые: тематические выставки художественного творчества, фестивали, конкурсы;
совместные праздники, досуги, развлечения, спектакли;

Информационно-аналитические: опросы, анкетирование.

Дистанционные: официальный сайт ДОУ, Госпаблики в социальных сетях, общение на
платформе «Сферум», в VK Мессенджере.
4.6.
Организация методической работы с педагогами:
семинары-практикумы, консультации для педагогов (подготовка и проведение родительских
собраний, повышение активности родителей и формирование ценностно-ориентированного
общения детей и взрослых в семье и детском саду, рекомендации по подготовке и проведению
нетрадиционных форм работы с родителями, современные методики воспитания и обучения
детей).
5. Внутреннее и внешнее взаимодействие ДОУ и семьи
5.1.
Внутреннее взаимодействие - активное взаимодействие всех участников
образовательных отношений в ДОУ, формирование партнерского сообщества работников,
детей и родителей (законных представителей) воспитанников.
5.2.
Условия внутреннего взаимодействия:

создание в ДОУ атмосферы общности интересов педагогических работников и
родителей (законных представителей) воспитанников, их эмоциональной взаимной
поддержки;

переориентация педагогов во взаимоотношениях с родителями с назиданий и поучений
на партнерство и поддержку их педагогических возможностей, взаимопроникновение в
проблемы друг друга;
6




соблюдение принципа единства воспитательных воздействий ДОУ и семьи;
тактичность и соблюдение прав родителей (законных представителей) воспитанников
на осуществление ведущей роли в воспитании и образовании ребенка.
Внешнее взаимодействие - взаимодействие детско-родительского и педагогического
коллектива ДОУ с общественными и социальными структурами: общеобразовательной
школой, музыкальной школой, детской библиотекой, другими учреждениями. А также с
органами, учреждениями и иными организациями, участвующими в деятельности по
выявлению детей, нуждающихся в государственной защите, и устранению причин нарушения
их прав и законных интересов.
6. Обязательства ДОУ в рамках взаимодействия семьями воспитанников
6.1.
Информировать родителей (законных представителей) воспитанников и
общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего
образовательного пространства Российской Федерации;
6.2.
Создавать возможности: для предоставления информации об Образовательных
программах дошкольного образования семье и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в
образовательную деятельность; для обсуждения с родителями (законными представителями)
детей вопросов, связанных с реализацией Образовательных программ дошкольного
образования.
6.3.
Создавать условия для родителей (законных представителей) по поиску,
использованию материалов, обеспечивающих реализацию Образовательных программ
дошкольного образования, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с
родителями (законными представителями) воспитанников вопросов, связанных с ее
реализацией.
6.4.
Обеспечивать открытость дошкольного образования, участие представителей
родительской общественности в заседаниях Управляющего Совета ДОУ, Комиссии по
урегулированию споров между участниками образовательных отношений.
6.5.
Создавать условия для участия родителей (законных представителей)
воспитанников в образовательной деятельности.
6.6.
Поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране
и укреплении их здоровья.
6.7.
Обеспечивать вовлечение семей непосредственно в образовательную
деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с
семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
6.8.
Осуществлять деятельность по выявлению и предотвращению семейного
неблагополучия, социального сиротства, защите прав и законных интересов детей и
устранению причин нарушения их прав и законных интересов; деятельность по организации
работы с семьями, относящимися к одной из категорий: семья, находящаяся в социально
опасном положении, семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации;
7. Критерии оценки эффективности работы ДОУ с семьей
7.1.
Изменение характера вопросов родителей (законных представителей)
воспитанников к заведующему ДОУ, заместителю заведующего, педагогам, как показатель
роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их
совершенствовать.
7.2.
Рост посещаемости родителями (законными представителями) воспитанников
мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать
собственный опыт и опыт других родителей (законных представителей).
7.3.
Изменение микроклимата в семьях в положительную сторону.
7.4.
Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности,
стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование
родителями педагогической литературы, участие родителей в клубах, объединениях,
семейных конкурсах, праздниках, организуемых в ДОУ.
7

7.5.
Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и
воспитательной значимости их помощи ДОУ в образовательной деятельности.
7.6.
Положительное общественное мнение родителей (законных представителей)
воспитанников о воспитании детей в дошкольном образовательном учреждении.
7.7.
Критерии анализа годового плана:

планирование задач на диагностической основе с учетом анализа достижений и
трудностей в работе с семьей за прошлый год;

учет интересов и запросов родителей (законных представителей) воспитанников при
планировании содержания мероприятий;

разнообразие планируемых форм работы;

планирование
работы
по
повышению
профессиональной
компетентности
педагогических кадров по вопросам взаимодействия с семьей;

разнообразие форм методической помощи педагогическим работникам ДОУ в вопросах
взаимодействия с семьей (педагогические советы, семинары, работа в творческих группах,
консультации, деловые игры, тренинги и т.д.);
выявление, обобщение, внедрение успешного опыта работы отдельных педагогов с семьями
воспитанников;

выявление передового опыта семейного воспитания и распространение его в
дошкольном образовательном учреждении.
7.8.
Критерии анализа планов образовательной работы педагогов:

планирование содержания мероприятий на основе учета интересов, нужд, потребностей
родителей (законных представителей) воспитанников;

разнообразие планируемых форм работы с семьей.
7.9.
Критерии анализа протоколов родительских собраний:

разнообразие тематики и форм проведенных собраний;

отражение в протоколе активности родителей (вопросы, пожелания, предложения со
стороны родителей);

учет мнения и пожеланий родителей (законных представителей) воспитанников при
организации последующих мероприятий в дошкольном образовательном учреждении.
8. Контроль
8.1.
Взаимодействие с семьями воспитанников является одним из звеньев по
реализации Образовательных программ дошкольного образования ДОУ.
8.2.
Контроль над организацией взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников
осуществляется заведующим и заместителем заведующего.
8.3.
Старший воспитатель в рамках контроля имеет право:

посещать групповые родительские собрания с заблаговременным информированием об
этом воспитателя;

изменить планирование работы по взаимодействию с родителями (законными
представителями) воспитанников по производственной необходимости;

привлекать родителей воспитанников к мероприятиям (выставкам, конкурсам и т.д.) в
дошкольном образовательном учреждении.
8.4.
Координатором внутренних и внешних взаимодействий детского сада и развития
партнерства является Управляющий Совет ДОУ - постоянный коллегиальный орган
управления, имеющий управленческие полномочия по решению и согласованию значимых
вопросов функционирования и развития ДОУ, в состав которого избираются работники
дошкольного образовательного учреждения, родители (законные представители), иные лица.
8.5.
К компетенции Совета ДОУ относится:

принятие Программы развития ДОУ по согласованию с Учредителем;
8



осуществление контроля над соблюдением здоровых и безопасных условий для
обучения и воспитания в ДОУ;

содействие привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и
развития ДОУ;

заслушивание отчета Руководителя ДОУ по итогам учебного и финансового года с
последующим представлением его общественности и Учредителю;

ходатайство, при наличии оснований, перед Учредителем о поощрениях Руководителя;

содействие реализации законных интересов всех участников образовательного процесса
и осуществление контроля над соблюдением их прав и выполнением ими своих,
определенных законодательством обязанностей.
9. Документация
9.1.
Каждый педагогический работник ДОУ имеет документацию, отражающую
основное содержание, организацию и методику работы по взаимодействию с семьями
воспитанников.
9.2.
В перечень документации включены:

планы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников по
дошкольному образовательному учреждению на учебный год;

протоколы групповых родительских собраний;

конспекты мероприятий;

отчеты педагогов о проведенных педагогических наблюдениях, диагностических
исследованиях, анкетировании с выводами, мониторинге.
9.3.
Итоговое заседание Педагогического совета предполагает заслушивание отчета
о проделанной работе по взаимодействию с семьями и перспективах дальнейшей
деятельности.
Документация хранится в ДОУ в течение 3 лет.

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».