22.10.2020
Старший дошкольный возраст сензитивно оптимален для активного познавательного отношения ребенка к речи и элементарного осознания языковой действительности. Однако у детей с ОНР, которые относятся к детям с тяжелыми нарушениями речи, наряду с проявлениями речевого нарушения наблюдаются такие специфические закономерности психического развития, как нарушения познавательной деятельности вторичного характера. Поэтому особую актуальность приобретает использование в логопедической работе развивающих игр, активизирующих естественные механизмы овладения речью в норме через проявление творчества, поисково-ориентировочной деятельности и языковой интуиции. Рекомендую вам уважаемые коллеги следующие игры для диагностики развития языковой интуиции детей с различным уровнем речевого развития:
«Угадай, чьи звуки!»
Цель: определить уровень развития языковой интуиции на речевом материале (на уровне звука).
Материал: рассказ «Кто разбудил Машеньку?»
Ход обследования: учитель-логопед читает рассказ, затем произносит определённые звуки и просит ребёнка вспомнить, кто в рассказе такие звуки издавал. Дополнительно он просит ребенка произносить, как звали девочку и кошку.
«Кто разбудил Машеньку?»
Холодно и голодно волкам в лесу зимой. Однажды ночью один волк подобрался близко к дому в деревне, где есть куры и кролики. Дальше ему идти стало боязно – дом охраняет злая собака. Сел голодный волк на полянке и завыл: «Уууу!». Сторожевая собака услыхала вой и сердито зарычала: «Ррррр!». Кошка Манька прыг на окошко и как зашипит: «Шшшш!». А тут и Машенька в люлечке проснулась и заплакала: «Ааааа!».
Инструкция: «Послушай внимательно рассказ, который называется «Кто разбудил Машеньку?». (Чтение.) Сейчас я буду произносить разные звуки по очереди. Твоя задача вспомнить и сказать, кто какие звуки издавал. 1 Уууу. 2Рррр.3Шшшш.4Ааааа. Теперь скажи, пожалуйста, как звали кошку? А как звали девочку?»
Примечание. В целях диагностики языковой интуиции, понимаемой как непроизвольный интерес по отношению к неясности или новизне речевого стимула, дополнительные наводящие и уточняющие вопросы взрослого в предлагаемом задании не задаются.
Интерпретация результатов (в баллах):
0-Неверное соотнесение большинства звуков.
0,25- одно правильное соотнесение.
0,5- два правильных соотнесения.
0,75- три, также четыре соотнесение в ситуации сомнения, когда имя девочки и кличка кошки либо не называются, либо называются другие.
1-соотнесение всех четырех звуков с персонажами рассказа, называние имени девочки и клички кошки.
Итого: максимальное количество-1 балл.
Участие в развивающих играх требует от детей особой чувствительности и звуковому и морфемному составу слова, стремление правильно согласовывать слова в предложениях, подбирать по смыслу слова и включать их в предложения в соответст вующей грамматической форме.
Учитель-логопед
Поваляева М.И.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 30.10.2020
Дата обновления: 30.10.2020
Дата публикации: 22.10.2020