28.10.2020
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа, требующая особого внимания и подхода к обучению и воспитанию. У них наблюдаются временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии. Поэтому для их обучения нужно создавать специальные условия. Согласно основной классификации дети с ОВЗ разделяются на следующие категории:
• с нарушением слуха;
• с дисфункцией речи;
• с патологией опорно-двигательного аппарата;
• с проблемами психического развития, отсталостью умственного развития;
• с поведенческими расстройствами и нарушением общения;
• дети с сочетанными, сложными нарушениями развития.
Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность индивидуума.
Активно сенсорное развитие происходит в раннем возрасте. Но у детей с ограниченными возможностями здоровья процессы становления сенсорики происходят позже. В нашем МБДОУ детском саду №10 для таких детей специально был создан коррекционно – развивающий центр «Хрусталики добра», и изготовлено оборудование: «Бизиборд», «Сенсорная гусеница», «Дни недели». Тонкие движения кистью, манипуляции с предметами, контакт подушечек пальцев с различными материалами тесно связаны с развитием речевых навыков. Именно поэтому упор на развитие мелкой моторики – важная часть работы логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В настоящее время для детей с ограниченными возможностями здоровья разработаны технологии психокоррекционной работы, интегрирующие достижения отечественных и зарубежных исследователей. Одним из эффективных и результативных вариантов, который позволяет учесть как общие, так и специфические закономерности развития ребенка с ОВЗ, является использование материалов Марии Монтессори. Одной из её разработок является - ( развивающая доска для ребенка).
На бизиборде в нашем центре можно увидеть:
- замки;
- шнуровку;
-молнию-змейку;
-телефонные диски и кнопки;
-клавиши;
-выключатели и тумблеры;
-массажные валики;
-липучки;
-пуговицы, кнопки;
-картинки;
-мячики
-колесики для мебели и роликов;
-шпингалеты и щеколды;
-розетки и вилки;
-лабиринты и т.д.
Совершая с этими предметами определенные действия, наши дети учатся: открывать дверцы, нажимать цветные кнопки, застегивать-расстегивать молнию, завязывать шнурки и прочее. Эти, на первый взгляд, незаметные навыки развивают мелкую пальчиковую моторику, а также учат пользоваться настоящими предметами в быту. Ребенок получает возможность выбрать для игры тот предмет, который ему больше импонирует в данный момент. В процессе занятия с бизибордом ребенок пробует абсолютно самостоятельно решать задачи различной сложности, находить свои ошибки, вносить исправления.
В процессе игровых действий у ребенка развивается мышление, связная речь, воображение и мелкая пальчиковая моторика, формируется понятия цвета, размера, формы. Помимо этого данная разработка способствует формированию мотивации к обучению. В процессе решения практических задач у дошкольника с ОВЗ формируется важные личностные качества – усидчивость, целеустремленность, самостоятельность и уверенность в себе.
Учитель-логопед
высшей квалификационной категории
Поваляева М.И.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 30.10.2020
Дата обновления: 30.10.2020
Дата публикации: 28.10.2020