Консультация для педагогов учителя-логопеда Поваляевой М.И. на тему: "Игротерапия в работе логопеда, как метод коррекционного воздействия".

16.10.2020

     Успех коррекционных мероприятий напрямую зависит от особенностей детской личности. Только с учетом данного фактора можно эффективно преодолеть имеющиеся речевые патологии.

     По мнению многих специалистов, именно игротерапия, как один из коррекционных методов в логопедической работе, подходит для решения задач по исправлению недостатков речи.

       Примечательно, что дети начинают использовать словесную форму общения в ситуациях, когда другие способы донести информацию до собеседника становятся малоэффективными. Например, жестами и мимикой не удастся компенсировать полноценный речевой контакт.

      В связи с этим большое внимание в работе логопеда рекомендуется уделять развитию у дошкольников потребности в общении. Ведь в случае, когда эта потребность отсутствует, дети не стремятся к овладению правильной речью. Задачей для педагогов становится формирование умения общаться. Решение предполагает оптимизацию всей работы логопеда, включающую специальный подбор интересного предметного окружения и индивидуальный подход.

Игротерапия: что это такое?

     Игротерапия является методом коррекции у детей различных нарушений в эмоциональной и поведенческой сфере, а также помогает развивать коммуникативные навыки. В основе этого метода – игра, поскольку именно она является основным видом деятельности дошкольников.

      В процессе коррекционных воздействий применяются различные игротерапевтические методики. Их задачами являются: проявление детьми положительных эмоциональных настроений, стимуляция к речевой коммуникации, создание комфортных и доброжелательных отношений.

        В играх с плохо говорящими детьми, логопед добивается максимальной активизации речи дошкольников. При этом важно, чтобы в процессе у них сохранялись положительные эмоции и желание продолжать занятия. Педагог добивается от малышей «речевого всплеска», путем провоцирования непроизвольных подражаний действиям, мимике и интонациям взрослого. Кроме того, необходимо подвести ребенка к естественному проявлению речевых эмоций.

Логопедические задачи, решаемые с помощью игротерапии:

1.Развитие правильного дыхания (диафрагмального);

2.Профилактическая работа по предупреждению общих нарушений речи;

3.Развитие мелкой моторики;

4.Улучшение подвижности и функционирования артикуляционных органов;

5.Улучшение произношения звуков (свистящих, шипящих, сонорных);

6.Коррекционная работа по формированию таких навыков, как фонематический анализ и синтез;

7.Коррекция связной речи и ее грамматического строя

8.Эффективность игротерапии.

       Правильное использование логопедом игротерапии, как метода коррекционного воздействия, дает очень хорошие результаты. Благодаря непринужденному, игровому общению с детьми, педагог добивается прогресса в работе по лечению заикания, снижению поведенческой агрессии и уровня тревожности. Также появляется возможность грамотной, профессиональной коррекции мутизма.

          «Лечение игрой» помогает детям усовершенствовать моторные навыки, облегчает состояния, имеющие психосоматическую основу (например: бронхиальная астма, обострения гастритов на почве стресса и повышенной тревожности). Явные улучшения наблюдаются у дошкольников с отставанием в развитии речевых навыков, сниженным эмоциональным фоном и общей неуспеваемостью в обучении.

       Общий вывод, который можно сделать в рамках данной статьи таков, что применение игротерапевтических методик в работе логопеда полностью оправдано. Мало того, игротерапия обязательно должна присутствовать в жизни не только детей, но и педагогов. Поскольку первым она дает возможность «быть здоровыми, играя», а вторым – разнообразить свою профессиональную деятельность и сделать ее более эффективной.

Логопедические игры.

«Язычок»

Цель: Показ точных движений органов артикуляционного аппарата; создание игровой мотивации.

Ход игры:

Логопед: Ребята, посмотрите, сегодня к нам на занятие пришел Язычок. Давайте вместе с ним выполним зарядку. Обратите внимание как Язычок будет выполнять упражнения.

Язычок знаком вам дети,

Мы его улыбкой встретим

Это язычок пришел

Вправо он сейчас пошел

Все, что нужно увидал

И налево зашагал.

Погулял совсем немножко,

широко открыл окошко.

Он окно не закрывает,

Кончик кверху поднимает

Он окно не закрывает,Хочу такой сайт

Кончик книзу опускает

Язычок не устает-

Тянется теперь вперед.

В прятки поиграть он рад:

Отступает шаг назад

Поиграл он с нами в прятки

И помчался на лошадке

Говорит он: «До свидания!»

Тебе машет на прощанье.

Игра «Звуковые дорожки»

Цели: Развитие фонематического слуха и восприятия, навыков звукового анализа и синтеза, автоматизация звуков в словах, развитие мелкой моторики и координации движения рук.

Оборудование: звуковые лоскутки.

Ход игры: Дети вычленяют звуки из слова, анализируют качественные характеристики этих звуков (гласные, твердые и мягкие согласные) и соединяют лоскутки нужного цвета.

Таким образом, создаются условия для ориентировочно-исследовательской деятельности детей, что достигается через систему действий, включающих не только словесно-зрительное, но и двигательное знакомство со словом, звуком.

Наборы лоскутков используются для выделения и счета слов с заданным звуком в стихотворении, для развития зрительной памяти детей.

Соединяя лоскутки, дети продолжают развивать тонкие движения пальцев рук.

Пособие поможет детям уточнить такие понятия, как звук, слог, слово, предложение. Именно от правильного понимания этих слов дети переходят к осознанному составлению связных высказываний разных типов - повествованию, описанию, рассуждению.

«Ковер самолет»

Цель: развитие связной речи; развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза.

Оборудование: Ковер с сюжетным рисунком выполнен из ковролина, на картинках с обратной стороны приклеены полоски липучей ленты.

Ход игры: количество игры зависит от фантазии логопеда

Вариант 1. Прикрепить картинки по временам года

Вариант 2. Прикрепить предметные картинки на определенную лексическую тему («овощи», «фрукты», «одежда» и др.)

Вариант 3. Выбрать и прикрепить предметные картинки с заданным звуком, количеством слогов.

Вариант 4. Подобрать слова – родственники. Рядом с выбранной предметной картинкой прикрепляются слова-родственники.

Вариант 5. Задания включают одновременно решение разных задач, которые тесно переплетаются между собой: после определения звукового или слогового состава слова дети выполняют упражнения на подбор определений, тем самым закрепляя правило согласования слов в роде, числе, падеже, а затем вопросы направляют их внимание на определение значения слова или на подбор синонимов (слов, близких по смыслу) и антонимов (слов, противоположных по смыслу). Если слово имеет много значений (явление полисемии), то вопросы заставляют ребенка подумать над разными значениями одного и того же слова (игла швейная, ежиная, сосновая, медицинская и.т.п.).

Вариант 6. Упражняются дети и в правильном понимании и употреблении предлогов пространственного значения (в, под, над, между, около). Детей учат соотносить названия животных и их детенышей (утенок -- утята -- не стало утят; зайчонок -- зайчата -- много зайчат; лисенок -- лися-та -- нет лисят). Дети, упражняясь в образовании наименований предметов посуды, осознают, что не все слова образуются одинаковым способом (сахарница, салфетница, но - масленка и солонка).

Вариант 7. Рассматривая картины, дети учатся составлять небольшие рассказы и подводятся к составлению рассказов из личного опыта (по аналогии с содержанием картины). Рассказывание об игрушке проводится сначала по вопросам логопеда, затем в совместном рассказывании с взрослым, а после этого и самостоятельно. Эти виды рассказывания предполагают обучение разным типам высказывания: описанию, повествованию и некоторым компонентам рассуждения (выявление причинной связи – «Мне нравится зима, потому что...»). Чаще всего дети составляют контаминированные (смешанные) тексты, когда в повествовании встречаются элементы описания или рассуждения.

      Я считаю, что педагог должен знать и применять на практике разные методы воздействия на проблемные участки развития ребенка.

      Педагог должен самосовершенствоваться с учетом стремительно меняющегося окружающего мира, дать детям возможность психологической готовности к жизни в обществе.

        Применяемые на занятиях игры способствуют: коррекции мутизма; агрессивности поведения; улучшению эмоционального состояния детей; преодолению отставания в речевом развитии; совершенствованию моторных навыков; лечении заикания; формировании чувства ответственности (при работе в коллективе); коррекции звукопроизношения (полной и частичной); развитию фонематического восприятия, анализа и синтеза.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 09.12.2020

Дата обновления: 09.12.2020

Дата публикации: 16.10.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».