17.01.2022
Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста актуально на этапе подготовки к школьному обучению. Чтобы успешно прошло освоение общеобразовательных программ, дошкольнику необходим достаточный уровень развития, и математических способностей в тоже. Характерные особенности развития детей с ОНР сказываются на качестве усвоения ими элементарных математических представлений, приобретения умений и навыков. Речевые нарушения ведут к затруднениям в формировании математических представлений детей старшего дошкольного возраста:
• затруднения при освоении сенсорных эталонов;
• затруднения при освоении пространственного расположения вещей;
• затруднения в целостном восприятии предметов, ошибки при их сравнении, сопоставлении, выявлении сходства и различия между предметами;
• затруднения в понимании, речевом оформлении и решении арифметических операций.
Поэтому формирование математических навыков у детей с ОНР должно быть направленно на исправление и речевой патологи и совершенствовании познавательной сферы.
Понятие «формирование элементарных математических способностей» является довольно сложным и комплексным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, которые необходимы для познавательного развития ребенка.
Формированию у детей математических представлений способствует использование разнообразных игр, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой деятельностью. С одной стороны, игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей. А самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям. Важно отметить, что каждая игра дает упражнения полезные для умственного развития детей и их воспитания. Благодаря играм удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.
Словесные игры
«Да и нет».
Родитель загадывает какой-нибудь предмет, ребёнок должен его отгадать. Отвечать только «да» или «нет».
Например, этот предмет круглый? (Да.) он стоит на верхней полке?
Во время игры нельзя задавать вопросы о назначении предмета. можно спрашивать о форме, величине, месте расположения.
Такие игры как:
«НАЙДИ НЕСТАНДАРТНУЮ ФИГУРУ», «ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий.
С целью развития у детей мышления, рекомендуется использовать различные игры и упражнения.
Это «На нахождение пропущенной фигуры»,
«Продолжения ряды фигур, знаков»
«Цепочки закономерностей»
В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагала продолжить ряд или найти пропущенный элемент.
Кроме того, можно предложить задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета.
Особое место среди математических игр занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц из фигур, пазлы. Такие игры как: «СОБЕРИ БУСЫ», «НАЙДИ ОШИБКУ», «КАКИЕ ЦИФРЫ ПОТЕРЯЛИСЬ?» и т.п. способствуют развитию мыслительной и речевой деятельности.
Игра вырабатывает у ребенка умения выделять в окружающем существенное, характерное, помогает ему глубже и полнее осознать явления действительности. Игра способствует развитию творческого воображения которое необходимо для последующей учебной и трудовой деятельности ребенка.
Для развития мыслительной и речевой деятельности, также рекомендуется использовать загадки, загадки—шутки.
Загадки математического содержания
• Два конца, два кольца, а посредине гвоздик. (Ножницы)
• Четыре братца под одной крышей живут. (Стол)
• Пять братцев в одном домике живут. (Варежка)
• Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу: когда спать, когда вставать. (Часы)
• Нас 7 братьев, летами все равные, а именем разные. Отгадай, кто мы. (Дни недели)
• В году у дедушки 4 имени. Кто это? (Времена года)
• 12 братьев друг за другом ходят, друг друга не находят. (Месяцы)
• Имеет 4 зуба. Каждый день появляется за столом, а ничего не ест. (Вилка)
• У него 4 лапки, лапки – цап — царапки, пара чутких ушей, он – гроза для мышей. (Кот)
• Рядышком двое стоят, направо, налево глядят. Только друг друга совсем им не видно, это должно быть, им очень обидно. (Глаза)
Таким способом можно помочь детям сформировать математические представления.
Учитель-логопед:
Поваляева М.И.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 22.01.2022
Дата обновления: 22.01.2022
Дата публикации: 17.01.2022