26.02.2022
Дошкольный возраст – важный этап в формировании физического и психического здоровья ребенка, поэтому педагогический процесс современного детского сада невозможен без использования различных методов и приемов по сохранению и укреплению здоровья дошкольников. Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно- образовательной деятельности с детьми с речевыми нарушениями является эффективным средством коррекции, который способствует достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления, поскольку дети с речевыми патологиями, как правило, соматически ослаблены, их отличает повышенная утомляемость, истощаемость организма, на фоне которых отмечается раздражительность и эмоциональная неустойчивость. Педагогам дошкольных образовательных учреждений необходимо тщательно подходить к выбору форм, методов и приемов работы по сохранению и поддержке здоровья воспитанников, уделяя внимание как традиционным, так и нетрадиционным методикам, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, что, соответственно, благоприятно скажется на эффективности логопедического воздействия.
Так, нестандартный метод выполнения артикуляционной гимнастики – биоэнергопластика, который предполагает синхронное использование движений пальцев и кистей рук с движениями органов артикуляции, поможет активизировать внимание, мышление дошкольников, развить чувство ритма, мелкую моторику, ориентировку в пространстве. Кроме того, такая гимнастика длительное время поддерживает интерес ребенка к упражнениям, способствует его положительному эмоциональному настрою, повышает мотивационную готовность детей к занятиям. Кроме того, применение биоэнергопластики ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.
Эффективному развитию тактильно-кинестетической чувствительности и тонкой моторики рук дошкольников, будет способствовать использование приемов акватерапии. Игры и упражнения с водой могут быть самыми разнообразными. Набрав воду в рот, дети могут поочередно перемещать ее то за левую щѐку, то за правую, то под верхнюю губу, то под нижнюю. Артикуляционное упражнение «Чашечка» также можно сочетать с использованием воды. Например, набрав небольшое количество воды в «чашечку», ребенок высовывает язык далеко вперѐд из широко открытого рта, затем заводит обратно, перемещает из одного угла рта в другой, стараясь не пролить ни
капли. Перекладывание, прокатывание и перекатывание в воде различных предметов (мяча, маленьких резиновых игрушек) будет способствовать снятию мышечного тонуса, эмоционального напряжения, развитию тонких движений рук, зрительно – моторной координации, стимулированию речевой деятельности.
С целью формирования у дошкольников представлений о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья, все большее распространение в логопедической практике приобретает зрительная гимнастика, которая используется для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости, для укрепления глазных мышц, улучшения аккомодации .Гимнастика для глаз с детьми дошкольного возраста проводится в игровой форме. Музыкальное сопровождение (легкая, спокойная музыка) послужит регуляции движения взора ребенка и поддержит интерес дошкольника к упражнению. Прослеживание движения по определенной траектории ярких игрушек, закрепленных на указке, использование «бегущих огоньков» от лазерной указки, фонарика или других мигающих игрушек помогает разнообразить упражнения зрительной гимнастики, сделать их более яркими, запоминающимися.
Большой интерес у педагогов вызывает Су-Джок терапия, которая предполагает стимуляцию высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на стопах и кистях рук. Стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук проводится при помощи различных приспособлений (массажные мячики, шарики, грецкие орехи и т.д.).
Таким образом, использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в логопедической практике не только помогает оптимизировать работу педагогов по сохранению и укреплению здоровья детей, но и способствует эффективности коррекционно-образовательной деятельности.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 28.02.2022
Дата обновления: 28.02.2022
Дата публикации: 26.02.2022