14.02.2022
Как показывает опыт последних лет, количество детей, которым необходимы специальные коррекционно-образовательные, лечебно- педагогические услуги, постоянно растёт. Происходит как количественный рост детей, имеющих нарушения в развитии речи, так и качественный рост компонентов дефекта. Все чаще встречаются дети, имеющие сочетанный дефект. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе специалистов детского сада и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Актуальным становится поиск наиболее продуктивных форм и видов сотрудничества учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога с родителями с целью повышения их психолого-педагогической культуры и улучшения результатов работы по развитию и коррекции речи детей.
Какие же формы работы можно предложить для осуществления тесного взаимодействия между специалистами и родителями для совместного преодоления речевой патологии у детей? Первым делом, стоит отметить традиционную форму
«Родительское собрание» или «Групповая консультация». К преимуществам относится групповой характер взаимодействия, часто в группе родителям проще сформулировать свои вопросы, кроме того, неактивные родители смогут услышать полезную информацию и ответы на вопросы, заданные другими участниками собрания. На групповых консультациях сами родители могут делиться опытом друг с другом. Кроме того, на консультациях будут уместны демонстрации тематических презентаций, где доступно будут освещены важные вопросы. Стоит обратить внимание на такую форму работы, как «Индивидуальная консультация» На индивидуальных консультациях можно более подробно остановиться на структуре нарушениях конкретного ребенка, познакомить родителя с методами и формами работы по преодолению дефекта, объяснить необходимость работы дома. Открытое занятие или мастер-класс так же является познавательной и полезной формой взаимодействия. При организации данной формы теоретическая информация, которая была озвучена ранее, приобретает практические очертания, и родители могут лично увидеть, как стоит отрабатывать ту или иную тему.
Все вышеперечисленные формы, безусловно, действенны и эффективны, но стоит отметить, что темп жизни диктует нам свои правила, и у родителей не всегда есть время для того, чтобы прийти в детский сад на консультацию, задать необходимые вопросы или познакомиться с новыми методами и формами работы дома. Что же делать в этих случаях? Известно, что главные приоритеты новых стандартов образования должны базироваться на развитии ИКТ-грамотности и формировании ИКТ-компетентности всех участников образовательного пространства. Поэтому использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе можно считать одним из современных направлений в образовании.
Информационно-коммуникационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации. Средства информационно-коммуникативных технологий помогают специалистам разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с родителями воспитанников, а также популяризировать деятельность педагога в целом.
Использование ИКТ позволяет:
• расширить осведомленность родителей в вопросах воспитания и обучения детей с недоразвитием речи;
• реализовать коррекционные задачи, активизируя работу с родителями;
• применить индивидуальный подход к ребенку;
• сформировать в определенной степени сотрудничество между ребенком, учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом и родителями;
• повысить компетентность родителей в коррекционно-воспитательной работе, что является необходимым условием успешного воздействия на ребенка, имеющего общее недоразвитие речи.
Преимущества ИКТ:
• минимизация времени доступа родителей к информации;
• возможность специалистов продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;
• обеспечение индивидуального подхода к родителям детей с нарушением речи;
• оптимальное сочетание индивидуальной работы с родителями и групповой;
• рост объема информации;
• оперативное получение информации родителями.
Как же можно использовать ИКТ для взаимодействия с родителями? Направления:
Информирование родителей.
Создается специальная рассылка, которая помогает родителям быть в курсе всех мероприятий, которые происходят в образовательном учреждении. Для этого создается база данных электронных адресов и регулярно и заблаговременно сообщается членам семьи о каком-то событии или достижении.
Оптимальный вариант такой работы – создание специального сайта для родителей либо страничек на сайте образовательного учреждения, где они находят интересующие их материалы по проблемам речевого развития.
Обучение родителей.
Строго говоря, это направление можно назвать учебно-методическим сопровождением семьи. Оказать родителям именно такую поддержку с помощью дистанционных методов, обе стороны могут сэкономить много времени.
Совместная деятельность с родителями.
Такая деятельность имеет как минимум два аспекта: проектный (когда обсуждается с родителями то или иное мероприятие, происходит обмен
вариантами сценариев и викторин по электронной почте) и реальный (когда проводится само мероприятие).
Формы работы специалистов с родителями по преодолению речевых недостатков (с использованием ИКТ):
• Оформление анкет и других диагностических бланков для родителей ( сбор анамнеза, договор, анкета, индивидуальная карточка и т.д.)
• Использование мультимедийных презентаций при проведении родительских собраний и групповых мероприятий.
• Оформление «родительских уголков» и информационных стендов, буклетов, памяток (используя элементарные компьютерные программы, логопед может быстро набрать текстовый документ (объявление, информация о выставках и др.), сделать информационный буклет.
• Использование книг, рабочих тетрадей, методических пособий, журналов в электронном варианте.
• Знакомство со сценариями праздников, логопедических мероприятий; (демонстрация творческих работ и достижений воспитанников, а так же запись речи ребенка до коррекции и после и т. д.)
• Использование разнообразного иллюстративного материала, как статического, так и динамического.
Размещение информации на сайте ДОУ. Бесспорным преимуществом данной формы является доступность. Родители в любое время дня и ночи могут зайти на сайт, познакомиться с теоретическими основами работы, с методами, формами работы дома, рабочими материалами, интересными методическими пособиями и многим другим.
Подготовили:
Учитель-логопед - Поваляева М.И.
Учитель-дефектолог - Гриб М.В.
Педагог-психолог - Слободян Е.В
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 28.02.2022
Дата обновления: 28.02.2022
Дата публикации: 14.02.2022