20.01.2023
Для успешной автоматизации звука, родители с детьми должны
разучивать чистоговорки, загадки, стихи, читать и рассказывать сказки. Родители должны приучить
ребенка следить за своим произношением, поправлять его в течение дня. Просить
его повторить слово правильно, если он допустил ошибку. Вместо [Ш] ребенок
произнес [С].
Закреплять звук не сложно, главное не терять внимания к
его правильному произношению.
Для
этого нужно:
• Заученные чистоговорки, стишки на
отрабатываемый звук [Ш] повторяйте
с ребёнком при любом удобном случае, даже вне занятия. Это поможет быстрее
добиться более устойчивых результатов в исправлении звукопроизношения.
• Старайтесь чаще стимулировать речевую
активность ребенка. Окружающая обстановка даёт много тем для разговоров с
ним: по дороге в детский сад (названия улиц, деревья, цветы, погода,
транспорт, правила поведения в общественных местах, дорожные знаки и многое
другое).
• Читайте детям книги, обязательно
беседуйте по содержанию, предложите пересказать рассказ, понравившийся эпизод.
• Активизируйте речь детей в любой
момент, когда ребёнок с вами рядом (помогает на кухне, в уборке
квартиры, во время прогулок и т. п.)
Главное, нужно постоянно следить за
правильным произношением поставленного звука
[Ш] в обычном разговоре.
Автоматизация
звука [Ш] в чистоговорках.
Нужно читать следующие скороговорки,
четко произнося автоматизируемый
звук. В случае ошибки, родитель должен поправить
ребенка и попросить повторить заново:
• «Шла Саша по шоссе и сосала
сушку».
• «Шила в мешке не утаишь».
• «В шалаше шесть шалунов».
• «Шапка да шуба – вот наш
Мишутка».
• «Метил в лукошко – попал в
окошко».
Автоматизация
звука [Ш] в стихотворениях
Стихотворения нужно подбирать в
соответствии с возрастом малыша, чтобы они были просты и понятны ему. Можно
использовать картинки с изображениями, чтобы визуализировать сказанное.
Для
примера приведем несколько стихотворений:
1. «Ши-ши-ши, ши-ши-ши
Что-то шепчут камыши.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше
Это утка в камыше.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша
Выходи из камыша.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше
Нет уж утки в камыше.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши
Что же шепчут камыши?
шо-шо-шо, шо-шо-шо
— Я пишу уж хорошо,
шу-шу-шу, шу-шу-шу
— Всё, что хочешь, напишу,
ши-ши-ши, ши-ши-щи
«Ешьте
кашу» — напиши,
шу-шу-шу, шу-шу-шу
шо-шо-шо, шо-шо-шо
— Вижу, пишешь хорошо».
2. «Петушок, петушок!
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шёлкова бородушка!
Что ты рано поёшь,
Детям спать не даёшь!».
3. «Школьник, школьник, ты силач:
шар земной несёшь, как мяч».
4. Мышонок и Мышь
Мышонку
шепчет мышь:
— Ты что шуршишь, не спишь!
Мышонок
шепчет мыши:
— Шуршать я буду тише».
Игры на
автоматизацию звука [Ш]
Игровые упражнения помогают сохранить
интерес ребенка к занятиям, одновременно закрепляя автоматизируемый звук. В играх нужно активно
использовать визуальные материалы.
Упражнение «Какие вещи в шкафу у Даши, а какие – у Саши?». Логопед
задает этот вопрос, а ребенок должен выбрать картинки со словами, которые, по
его мнению, подходят, и произнести их. К примеру:
• У Даши в шкафу…. (шапка, гуашь, шуба и т. д.).
• У Саши в шкафу…. (клюшка, рубашка, карандаш, шахматы).
Очень интересное упражнения для автоматизации [Ш] в связной
речи – игра «Кот на крыше».
Описание: На стуле сидит один из играющих детей
с закрытыми глазами. Он – кот, а остальные дети – мышки. Они тихо подходят к коту и вполголоса проговаривают:
«Тише, мыши. Тише, мыши.
Кот сидит на нашей крыше.
Мышка, мышка, берегись
И коту не попадись…»
После этого «кот» просыпается и начинает гоняться за «мышками». Можно отметить на полу зону, куда кот не
может забегать – это мышкин дом. Игру нужно проводить, пока все мышки не будут
пойманы. Тот, кого ловят, произносит 2-3 слова со звуком [Ш].
Надеюсь что этот полезный логопедический материал поможет вам,
при занятиях со своим ребенком дома. Проявляйте терпение, хвалите малыша за
каждый его успех.
Желаю вам успеха!
Учитель-логопед:
Поваляева М.И.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 23.01.2023
Дата обновления: 23.01.2023
Дата публикации: 20.01.2023