06.03.2023
Важно убедить родителей в том, что их
роль в этом очень велика и все усилия воспитателей без их помощи будут
недостаточны, а может, и безрезультатны. Следует донести до родителей, что
проблему формирования речи нельзя сводить к обучению грамоте, так как развитие
речи – сложный процесс, в котором освоение письменной речи является лишь
составной частью.
Для того чтобы родители могли
воспользоваться методической базой, которой владеют воспитатели:
Мы рекомендуем начинать с простого –
разыгрывания сказки с заместителями. Этому родители учатся в процессе игрового
тренинга, где они выступают в роли детей, а воспитатель – в роли родителей.
Например, разыгрывая сказку «Рукавичка» можно изобразить всех животных
разноцветными, отличающимися по размеру кружками, а рукавичку – самым большим
кружком. Взрослый рассказывает сказку, а ребёнок, действуя с кружками,
разыгрывает сюжет. Следующий этап – предложить самому ребёнку показать сценку и
одновременно рассказать о ней. После такого тренинга родителям легче
организовать подобную игру с детьми дома.
Далее целесообразно заменять кружки
игрушками, изображающими героев. Игра – драматизация с их использованием даёт
возможность для быстрой смены ролей. Каждая из игрушек диктует свою манеру
поведения, речи, интонации. При систематичном использовании театрально- игровой
деятельности под руководством взрослого можно добиться хороших результатов и
подойти к созданию домашнего театра. Инсценировкой руководит взрослый, а
дошкольник воспроизводит знакомые литературные сюжеты, что тренирует его
память, совершенствует речь.
Необходимо рекомендовать родителям
читать детям «умные» сказки, стихи поэтов – классиков, по возможности
приобретать аудиозаписи.
Можно организовать в группах выставку «Моя
любимая книга». Ребята приносят из дома свою книгу. При этом каждый должен
хорошо знать её название, автора, жанр, уметь пересказать содержание. Пересказ
знакомых произведений – ступенька к составлению собственных рассказов. Родители
записывают рассказы, составляют книжки – малышки с иллюстрациями детей,
приносят в детский сад, а воспитатели размещают их на выставке. Темы для
самостоятельных детских рассказов подсказывают прогулки и экскурсии в лес,
парк, зоопарк, цирк, интересные случаи, события, праздники, поездки.
Отличной подготовкой к овладению письменной
речью является обучение детей связной устной речи. Но ещё больше дошкольник
проникает в суть письменной речи, приобщаясь к совместному со старшими
сочинению писем далеко живущим родственникам, друзьям, заболевшему другу. Чтобы
сочинение письма было для ребёнка увлекательным, нескучным занятием, важно не
принуждать его к этому, а вызвать интерес, например, прочитав стихотворение Ю.
Тувима «Добрые мои дети» С. Маршака «Почта».
Для успешного заучивания детьми стихотворений
следует использовать сочетание разных видов памяти: слуховую, зрительную,
осязательную, двигательную и эмоциональную. Для этого советуем родителям не
использовать многократное повторение текста, а превращать заучивание в весёлое
обыгрывание содержания стихотворения. Беседа по содержанию, разыгрывание его
разными способами (драматизация, пальчиковая игра, диалоги) выразительное
чтение развивают образную память и помогают быстро запомнить текст.
Рекомендовано использовать построчное запоминание в форме игры «скажи строчку»,
когда мама и ребёнок по очереди произносят по строчке стихотворения, потом
меняются порядком строк.
Одной из главных задач формирования речи
является развитие речевого дыхания, которое включает в себя выработку
длительного и достаточной силы ротового выдоха, умение беззвучно и своевременно
добирать воздух в процессе высказывания. Проводя игровые дыхательные упражнения
«подуй на перышко», «чей листок улетит дальше» в детском саду на занятиях и в
свободной деятельности, рекомендуется родителям продолжать эту работу в семье.
Для улучшения речевого дыхания
предлагается родителям вместе с детьми произносить на одном выдохе небольшие чистоговорки
используя мнемотехнику, загадки, пословицы, короткие считалки. Решая задачу по
развитию у детей силы голоса, следует не только обращать внимание на то, чтобы
ребёнок отвечал громко, но и учить его правильно пользоваться одним из
элементов интонации: говорить громко, уверенно, тихо в зависимости от
содержания текста; уметь контролировать свою речь.
Поскольку формирование речи детей тесно
связано с развитием мелкой моторики рук, необходимо включать родителей в
систематическую работу по тренировке тонких движений пальцев малышей, которую проводит
логопед. Для этого организуются игровые тренинги для родителей, где они обучаются
различным пальчиковым играм и упражнениям для дальнейшего использования их со
своими детьми дома.
Составлению ярких выразительных рассказов
предшествует, безусловно, работа по обогащению словаря ребёнка, развитию
грамматического строя речи. Учитывая это, необходимо ознакомить родителей с
играми и заданиями на закрепление речевых навыков, подбор образных средств
языка, например: какой? какая? подбор определений, синонимов – сравнение. Игра
«почему так назвали?» позволяет научить ребёнка вдумываться, вслушиваться в
слово, объяснять семантику некоторых слов. Игры на описание самых разных
предметов «кто больше назовёт», «что из чего сделано», «какого цвета?» можно
использовать в качестве подготовки для понимания смысла, заложенного в
загадках. В таких играх, как «кто где живёт?», «кто как голос подаёт?» родители
вовлекают детей в игровой диалог.
Учитывая большую загруженность домашними
делами, работой, накопленную к концу дня усталость, мы рекомендуем им играть с
детьми на кухне. Для этого могут использоваться простые пальчиковые упражнения
(перебрать крупу, сложить из спичек домик), игры на обогащение словаря (какие
слова «вытащим» из супа, компота, плиты?), «вкусные слова» (кислые, сладкие),
«чудесный мешочек» (угадывание фруктов и овощей на ощупь с называнием качеств).
С целью развития грамматического строя речи предлагаем, например, игру: «сварим
варенье» (из яблок – яблочное), «приготовим сок». Ремонтируя одежду, можно
предложить ребёнку выложить из пуговиц узор, сделать из них панно на
пластилиновой основе. Можно играть на прогулке, а также по дороге в детский сад
в игры: «что я видел?», «какой он?», «доскажи словечко».
Необходимо также практиковать «домашние
задания» (совместно для детей и родителей). Так, рекомендуется сделать в семье
традиционной игру «новое словечко», целью которой является расширение словаря
ребёнка. В выходной день родители «дарят» ребёнку новое слово, обязательно
объясняя его значение. Затем, нарисовав на листке вместе со взрослым рисунок,
объясняющий данное слово, и написав его на другой стороне листа, дети приносят
в группу «подаренное дома слово» и знакомят с ним товарищей. Эти картинки –
слова помещаются в шкатулку «умных слов», и время от времени с ними проводятся
разнообразные игры.
Таким
образом, совместно с родителями, стараясь найти разные формы приобщения их к
речевому развитию детей, мы шаг за шагом преодолеваем сложный процесс
формирования правильной образной речи.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 09.03.2023
Дата обновления: 09.03.2023
Дата публикации: 06.03.2023