20.04.2023
В
жизни человека существует недолгий, но поистине уникальный период жизни, когда
детский мозг запрограммирован на интенсивное формирование и обучение. Этот
период жизни ребенка не случайно называют «нежный возраст». Поэтому, начиная с
самого раннего возраста, развитие общей и мелкой
моторики ребенка необходимо уделять особое внимание.
Специалисты рекомендуют начинать
активную тренировку пальцев ребенка уже с восьмимесячного возраста. Ручки ребенка как бы подготавливают
почву для развития речи.
Дошкольный
возраст важный период в жизни ребенка. Именно в этот период формируется речь
у ребенка. Речь формируется поэтапно, правильность
речи зависит от многих причин. Грамотная речь помогает ребенку лучше взаимодействовать с взрослым
миром. Взрослый в период дошкольного возраста является важным звеном в
становлении и социализации личности. Л. С. Выготский уделял этому огромное
внимание и ввел понятие «зона ближайшего развития».
Эмоциональное
общение еще одна сторона связи ребенка и взрослого,
начиная с младенчества, ребенок воспринимает
воздействия взрослого и учится
определять интонацию голоса, мимику, жесты и движения.
Одним из условий
в дошкольном возрасте для нормального становления звукопроизношения является
полноценная работа артикуляционного аппарата. Залог успешного обучения в школе
это правильная речь ребенка и
подготовленность к письму.
Многие ученые в
своих исследованиях большое внимание уделяли взаимосвязи функции речи и мелкой моторики. Уровень развития речи детей находится в прямой
зависимости от степени развития тонких
движений пальцев рук, так же мелкая моторика имеет
взаимосвязь с познавательными процессами.
В психологическом словаре мелкая моторика определена как «совокупность
скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в
сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами
рук и ног».
Ребенок
с хорошо развитой речью
легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания. Посредством развития мелкой моторики в дошкольном возрасте решаются
ряд актуальных проблем такие как: неправильная координация движений,
напряженность мышечной системы артикуляционного аппарата, недоразвитие познавательных процессов и т. д.
В условиях
дошкольного образовательного учреждения проблемы общего недоразвития речи будут решаться эффективней
при совместном взаимодействии учителя – логопеда, педагога – психолога и
воспитателя.
«В развитии речи ведущая роль принадлежит
взрослым: педагогам - в детском саду, родителям и близким – в семье.
От культуры речи взрослых от того, как они говорят с ребенком, сколько уделяют внимания речевому общению
с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка» .
Развитию
мелкой моторики в
детском саду уделяется большое внимание. Существуют упражнения и занятия
основного и дополнительного характера способствующие развитию мелкой моторики, занятия реализуются в соответствии с программными требованиями и
учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Одним из видов
дополнительной деятельности на базе нашего учреждения детского сада №10 « Лазорик» по развитию мелкой моторики являются кружковые занятия. Занятия наших специалиств включают разнообразные методы:
наглядные, словесные, игровые, практические. Особое внимание уделяется
практическим методам, детям нравится на занятиях использовать разные крупы
для работы, играть с прищепками и шнуровками, собирать
мозаику, делать аппликации из разных заготовок, чтобы работа на занятиях была эффективней,
используются различные наглядные пособия, игровые упражнения. Занятия должны
носить игровой характер так, как ведущая деятельность в дошкольном возрасте это
игра.
В домашних
условиях родители могут способствовать эффективной коррекционной работе специалистов в детском саду, для этого
необходимо продолжать играть с детьми - это собирание бус, разбирание крупы,
собирание природного материала и. т. д. А так же в бытовых условиях давать
детям дошкольного возраста возможность самому, расстегивать и застегивать
пуговицы, пользоваться прищепками, завязывать шнурки и. т. д. Все выше
перечисленное способствует развитию мелкой моторики,
навыков самообслуживания и процессов познания.
Пальчиковая
гимнастика еще один способ развития мелкой моторики,
который может реализоваться в саду и дома. Игры на пальчиках в стихотворной
форме активизируют кору головного мозга, что является толчком для развития мышления и речи ребенка.
Таким образом,
на сегодняшний день через мелкую моторику можно
решить ряд актуальных проблем дошкольного детства. В совместной работе педагогов и родителей
по развитию ребенка, огромную роль играют родители.
Родители должны знать способы и методы всестороннего развития ребенка,
они должны уметь закрепить результат коррекционно - развивающей работы специалистов. Только совместная работа педагогов и родителей залог
успешного результата.
Учитель-
логопед М.И Поваляева
Воспитатель Е.В. Слободян
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 26.04.2023
Дата обновления: 26.04.2023
Дата публикации: 20.04.2023