15.05.2023
Зрение -
основной источник знаний о внешнем мире, более 90 % которой поступает через
зрительный канал связи. Сохранить зрение, научить ребёнка рационально им
пользоваться - важнейшая задача родителей и педагогов.
На сегодняшний день активная жизнь детей включает в себя просмотр мультфильмов,
развивающие компьютерные игры, освоение навыков чтения. Все это создает
определенную нагрузку на глаза, поэтому стоит начать делать гимнастику для глаз
для дошкольников – проведенная в игровой форме, она понравится малышу, кроме
того, он должен воспринимать позитивно, с юных лет приучаясь заботиться о
глазах. Скорые перемены – то есть уже школьные занятия – нагрузку на глаза еще
и увеличат.
Целью проведения зрительной
гимнастики - является формирование у детей дошкольного
возраста представлений о необходимости заботы о своем
здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и
укрепления здоровья
Зрительная гимнастика используется:
- для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз
- для укрепления мышц глаз
- для улучшения аккомодации (это способность глаза человека к хорошему
качеству зрения на разных расстояниях)
Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в
день по 3-5 минут.
Гимнастика бывает:
1) игровая коррекционная физминутка;
2) с предметами;
3) по зрительным тренажёрам;
4) комплексы по словесным инструкциям.
При подборе гимнастики для глаз учитывается возраст, состояние зрения и
быстрота реакции ребенка. Дети во время проведения зрительной гимнастики не
должны уставать. Надо следить за напряжением глаз, и после гимнастики
практиковать расслабляющие упражнения. Например: «А сейчас расслабьте глаза,
поморгайте часто-часто, легко-легко. Примерно так, как машет крылышками
бабочка».
Можно после гимнастики для глаз использовать для снятия напряжения гримасы,
артикуляционную гимнастику.
Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры.
Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов,
потешек. Интереснее всего проходят гимнастики для глаз, на которых используются
задания в стихотворной форме
Также гимнастика проводится с предметами, яркими игрушками (солнышко,
птички, фигурки животных и т.д.), которые крепятся на палочке - указке
или даются ребёнку в руку, одеваются на пальчик.
Широко используются в работе с дошкольниками таблицы-тренажеры. Они могут
быть переносными и стационарными, нарисованными на стене.
Большой интерес у детей вызывают двигающиеся мини-тренажеры. Во время
наблюдения за их действием дети тренируют двигательные мышцы глаз.
В группе необходимо разместить несколько ярких предметов, игрушек (на
окне, на стене), повесить движущиеся мобили с бабочками, птичками и другими
яркими фигурками, предназначенными для упражнений «взор вверх, вдаль». Со
старшими дошкольниками можно использовать комплексы в рисунках.
Работа с расположенными на стенах карточками. На них мелкие силуэтные
изображения предметов, буквы, слоги, цифры, геометрические фигуры и т.д.
(размер изображенных предметов от 1 до
Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3
раза в день по 3-5 минут.
При планировании рекомендуется учитывать принцип усложнения,
отработав вначале простые движения глазами: вправо-влево, вверх-вниз, круговые
движения, зажмуривания, моргание, выпячивание глаз, а затем используя их по ходу
более сложного стихотворного текста в различных сочетаниях. Стихотворный текст
также нужно использовать вначале небольшой (до 4 строк), а затем переходить к
более сложным и длинным.
Виды гимнастик
По использованию художественного слова гимнастики
для глаз можно разделить на те, которые имеют стихотворное сопровождение
и те, которые проводятся без него.
По использованию дополнительных атрибутов,
можно выделить 4 вида:
— с предметами (например, комплекс 4 или работа с расположенными на
стенах карточками. На них мелкие силуэтные изображения предметов, буквы, слоги,
цифры, геометрические фигуры и т.д. (размер изображенных предметов от 1 до
— без атрибутов (никакие предметы и плакаты не используются);
— с использованием специальных полей (комплекс 73,74 или изображаются
какие-либо цветные фигуры (овал, восьмерка, волна, спираль, ромб и т.д.) или
причудливо перекрещенные линии разных цветов толщиной
— с использованием ИКТ. Существуют специализированные программы,
направленные на снятие напряжения и коррекцию зрения. Но мультимедийную гимнастику для глаз легко
изготовить самим, используя программу PowerPoint для создания презентаций, где
любому объекту можно задать определенное движение (инструменты Анимации). Это
удобно при использовании непосредственной образовательной деятельности на
основе презентации, когда педагог подбирает рисунки по теме и вставляет ее в
нужный этап.
Интереснее всего проходят гимнастики для глаз, на которых используются предметы
или задания в стихотворной форме, движения по определенным дорожкам,
задания на поиск предметов и картинок в разных частях группы.
Какие упражнения будут наиболее эффективны? В первую очередь это моргание,
которое помогает глазу очиститься и снять усталость. Можно использовать также
пример бабочки, которая часто машет крылышками.
Следующее по популярности упражнение – «Ладошки», то есть ребенок
закрывает глаза ладонями и держит их примерно полминутки. Помогает снять
напряжение и усталость глаз.
Также эффективно упражнение «Филин» – сначала ребенок должен крепко
зажмурить глаза, а потом их максимально широко открыть и подержать их так
какое-то время.
Можно сыграть в «далеко» – «близко», когда ребенок должен
переводить взгляд с предмета, расположенного рядом, в комнате, на предмет,
находящийся далеко за окном.
Также можно поиграть с ребенком в «Листья», когда он должен следить
глазами за падающими листочками: взгляд перемещается при неподвижной голове
вправо и влево, а также вверх, затем вниз. Также очень популярно у малышей
упражнение «Солнышко» – нужно как бы следить за солнцем, перемещая взгляд
соответственно его движению: слева направо и вверх – вниз.
«Тренировка
».
Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Движения глаз в соответствии с текстом.
Сил дадим им много – много,
Чтоб усилить в тыщу раз!
Быстро поморгать глазами.
«Наши глазки
отдыхают».
Наши глазки отдыхают,
Упражнения выполняют.
Дети стоят с закрытыми глазами.
А теперь мы их откроем,
Через речку мост построим.
Открывают глаза, взглядом рисуют мост.
Нарисуем букву о,
Получается легко.
Глазами рисуют букву о.
Вверх поднимем, глянем вниз,
Вправо, влево повернем,
Движения глаз в соответствии с текстом.
Заниматься вновь начнем.
Дети садятся на места.
Учитель-логопед: Поваляева М.И.
Воспитатель: Слободян Е.В.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 26.05.2023
Дата обновления: 26.05.2023
Дата публикации: 15.05.2023