15.05.2023
Цель: повысить компетентность педагогов в вопросах
развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи.
Большое
стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие
деятельность мозга, психику детей. По мнению М.М. Кольцовой, уровень
развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких
движений пальцев рук. В двигательной области коры головного мозга находится
самое большое скопление клеток, управляющих рукой, пальцами (особенно большим и
указательным) и органами речи: языком, губами, гортанью. Эта область коры
расположена рядом с речевой областью. Такое близкое соседство двигательной
проекции дает возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи
ребенка через тренировку тонких движений пальцев рук. Нервные импульсы, идущие
в кору головного мозга от движущихся пальцев рук, тревожат и расположенные по
соседству речевые зоны коры, стимулируя их к активной деятельности.
У большинства детей
дошкольного возраста с нарушением речи выявлен недостаточный уровень
сформированности не только общей моторики, но и тонких движений кистей и
пальцев рук. Отставание в развитии тонкой моторики рук препятствует овладению
навыками самообслуживания, затрудняет манипуляции с различными мелкими
предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. Всё это
обусловливает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и
развитию тонких координационных движений рук и ручной ловкости в целом для
данной категории детей.
Особенности формирования мелкой моторики.
Формирование
двигательных функций происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим
предметным миром, через научение в процессе его общения со взрослыми.
Существует мнение, что
сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов;
всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от
степени тренировки движений пальцев.
Двигательная
активность ребёнка, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев
рук (ручной ловкости), оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию
ребёнка, на развитие у него сенсорной моторной сторон речи.
Словесное
сопровождение со стороны взрослого предметных действий ребёнка с называнием
предметов, их свойств, назначения и обозначением в пространстве,
последовательности в характере выполняемых действий способствует освоению
родного языка и развитию собственной речи ребёнка.
Для развития
тонкой моторики рук можно использовать различный спортивный инвентарь и
некоторые мелкие предметы:
·
скакалки;
·
мячи;
·
гимнастические
палки;
·
кольца;
·
палочки;
·
флажки;
·
утяжелённые
мешочки.
Знакомство
детей с новыми упражнениями осуществляется на физкультурных занятиях.
Дальнейшее формирование тонких движений рук, совершенствование двигательных
навыков осуществляется во время гимнастики, физминуток, прогулки.
Значительное
место в работе с детьми по развитию тонкой моторики рук отводится упражнениям с
малыми мячами: разными по размеру, материалу, расцветке, фактуре, структуре,
функциональному назначению.
Такое
многообразие малых мячей позволяет:
·
учитывать
индивидуальные, возрастные, физические особенности ребёнка;
·
обучить
ребенка сравнивать предметы через мышечное чувство, зрительную и тактильную
чувствительность в процессе действий;
·
познакомить
дошкольников с названиями конкретных действий, различных признаков и свойств
предметов, что в дальнейшем позволить им давать развёрнутое описание разных
мячей и выполняемых с ними манипуляций.
Примеры
упражнений для развития тонких движений пальцев рук.
Можно выполнять
такие упражнения:
Упражнения в перекладывании предмета.
1. Основная стойка, мешочек в правой руке. На
счёт 1-2 - руки в стороны -вдох; 3-4 - руки вниз перед собой (или за спину),
мешочек переложить в левую руку - выдох. То же, мешочек в левой руке.
2. Основная стойка, мешочек в правой руке. На
счёт 1 - руки в стороны; 2 -правую согнутую ногу поднять, спина прямая; переложить
мешочек под коленом в левую руку; 3 - руки в стороны, ногу опустить; 4 -
исходное положение. То же, но согнуть и поднять левую ногу.
3. Положение сидя, ноги врозь, мешочек в
правой руке у бедра. На счёт 1 -руки в стороны - вдох; 2-3 - наклон к левой ноге,
переложить мешочек в левую руку - выдох; 4 - и.п. То же, наклон к правой ноге.
Упражнения в подбрасывании предмета,
перебрасывании и ловли (жонглирование одним предметом).
4. Стойка ноги врозь, мешочек в правой руке.
На счёт 1-2 - подбросить мешочек перед собой, поймать его двумя руками; 3-4 -
то же. То же, мешочек в левой руке.
5. Стойка ноги врозь, мешочек в правой руке.
На счёт 1-4 - подбросить перед собой мешочек, сделать хлопок, поймать мешочек
двумя руками. То же, мешочек в левой руке.
6. Стойка ноги врозь, мешочек в правой руке.
На счёт 1-4 - подбрасывать мешочек и ловить правой рукой; то же левой рукой.
Упражнения в бросках и ловле предметов в
парах.
7. Броски и ловля мешочков двумя руками, дети
стоят на расстоянии 2-4 м друг от друга.
8. Перебрасывание мешочка друг другу одной
рукой. То же другой рукой
9. Одновременный бросок мешочков друг другу
двумя руками с последующей их ловлей.
Групповые упражнения в передаче,
подбрасывании и ловле предмета.
10. Дети сидят по-турецки по кругу. Передача
мешочков друг другу под музыкальное сопровождение. Музыка замолкает - передача
прекращается с возобновлением музыки игра продолжается.
11. Дети стоят по кругу, водящий - в центре с
мешочком в руках. Подбрасывая мешочек вверх, водящий называет имя одного из
игроков, тот должен поймать мешочек. Поймавший становится водящим.
Навыки,
сформированные в упражнениях с утяжелёнными мешочками, переносятся затем на
аналогичные упражнения с другими предметами: матерчатыми, а затем резиновыми
мячами, кольцами и т. д. Матерчатый мяч (размером с теннисный)изготавливается
из любой ветоши, плотно скатанной и шар, который затем обшивается тканью.
Кольца изготавливаются диаметром 20-25 см, толщиной 0,5-1 см. Они могут быть
деревянные или пластмассовые. Можно изготовить даже из фанеры или толстого картона,
обмотав их каким-нибудь ленточным материалом.
Использование
упражнений с различными мелкими предметами позволяет ребёнку с речевой
патологией достигать заметных результатов в развитии двигательной сферы и стимулирует
его речевую функцию.
При регулярной и
систематической работе по развитию мелкой моторики дошкольников, проведении
подобных упражнений, у детей значительно улучшаются показатели выполнения
моторных проб на статическую и динамическую координацию, на переключаемость,
одновременность и отчетливость движений, улучшаются графо-моторные навыки,
уменьшается количество синкинезий и тремора пальцев.
Движения дошкольников
становятся более уверенными, повышается темп их выполнения.
Разнообразное сочетание разных видов
деятельности на одном занятии позволяет увлечь и заинтересовать детей, и в
игровой форме не только комплексно развивать все параметры мелкой моторики, но
и различные психические процессы: зрительно-пространственные функции, память,
внимание, мышление, восприятие и, конечно же, речь.
учитель-логопед: Поваляева М.И.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 26.05.2023
Дата обновления: 26.05.2023
Дата публикации: 15.05.2023