09.02.2024
Дыхательные упражнения могут проводиться во время
утренней гимнастики, гимнастики после пробуждения или на прогулке.
На первых порах дыхательные упражнения кажутся детям
одними из самых сложных. И тем важнее помочь детям, превратив скучные
упражнения в веселую игру.
Можно выполнять
несколько хорошо знакомых упражнений, постепенно дополняя их новыми или менять,
разбив по дням недели.
Дыхательная гимнастика для ребенка может стать как приятным
времяпровождением, к которому он сам будет стремиться, так и тягостным рутинным
действием, от которого лишь негативные эмоции. Всё в ваших руках!
Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой.
Кроме того, правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение (прежде чем пища будет переварена и усвоена, она должна поглотить кислород из крови и окислиться).
Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.
Дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно
часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, а также выздоравливающим
после воспаления лёгких или страдающих бронхиальной астмой.
Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение
(медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое), развивает ещё
несовершенную дыхательную систему ребёнка и укрепляет защитные силы организма.
Занимаясь дыхательной гимнастикой, важно следить, чтоб у
ребенка не было симптомов гипервентиляции легких (учащённое дыхание, резкое
изменение цвета лица, дрожание кистей рук, чувство покалывания и онемения в
руках, ногах).
Если начинает кружиться голова – складываем ладошки вместе
(«ковшиком»), подносим их вплотную к лицу и несколько раз глубоко дышим в них
(2-3 р). После этого дыхательную гимнастику можно продолжать.
Техника выполнения
упражнений дыхательной гимнастики для детей:
Ø воздух набирать через нос;
Ø плечи не поднимать;
Ø выдох должен быть длительным и плавным;
Ø необходимо следить за тем, чтобы не
надувались щёки (для начала их можно придерживать руками);
Дополнительным стимулом для ребенка могут быть мягкие игрушки.
Эти маленькие друзья помогают ребенку избавиться от стеснения и могут принимать
участие в упражнениях. Например, сидеть у малыша на животике и приподниматься
вверх во время глубокого вдоха, опускаться вниз во время выдоха.
Упражнения для дыхательной
гимнастики.
«Качели». Ребенку, находящемуся в
положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и
выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку:
Качели
вверх (вдох).
Качели
вниз (выдох).
Крепче
ты, дружок, держись.
«Каша кипит». Исходное положение (ИП): сидя, одна рука лежит на животе,
другая - на груди. Втягивая живот и
набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая
живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4
раза.
«Бегемотик». (облегченный вариант предыдущего упр.) ИП: лежа или сидя.
Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох
производится через нос Упражнение
может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:
Сели
бегемотики, потрогали животики.
То
животик поднимается (вдох),
То
животик опускается (выдох).
«Часики».
ИП: стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками
вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить до 10 раз.
«Надуй шарик». ИП: ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит
руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони
перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из
шарика выходит воздух» - ребенок произносит:
«ш ш ш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого
выпустили воздух.
«Трубач».
ИП: сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленный выдох с громким
произнесением звука «п-ф-ф-ф-ф». Повторить до 5 раз.
«Ворона».
ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох - разводит руки широко в стороны, как крылья,
медленно опускает руки и произносит на выдохе: «каррр», максимально растягивая
звук [р].
«Курочка».
ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены, разводит руки
широко в стороны, как крылья – вдох; на выдохе наклоняется, опустив голову и
свободно свесив руки, произносит: «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя
по коленям.
«Жук».
ИП: малыш стоит или сидит, скрестив руки на груди. Разводит руки в стороны,
поднимает голову – вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову – выдох: «жу-у-у
- сказал крылатый жук, посижу и
пожужжу».
«Петушок».
ИП: стоя прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох), а затем
хлопнуть ими по бедрам (выдох), произносить «ку-ка-ре-ку».
«Подуй на одуванчик». ИП: малыш стоит
или сидит. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто
хочет сдуть с одуванчика пух.
«Паровозик». Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая:
«чух-чух-чух». Через определенные промежутки времени можно останавливаться и
говорить «ту-тууу». Продолжительность – до 30 секунд.
«Вырасти большой». ИП: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх,
хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на
всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз.
«Гуси летят». Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох —
опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у».
«Бросим мяч». ИП: стоя, руки с мячом подняты вверх. Бросить мяч от груди
вперед, при выдохе длительное «у-х-х-х». Повторить 5-6 раз.
Обычно
последнее упражнение перерастает в игру с мячом, пока кому-то (взрослому или
ребенку) не надоест.
«Воздушный шарик». ИП: Лежа на
полу, ребенок кладет руки на живот. Делая медленный глубокий вдох, надувает
живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик.
Задерживает дыхание на 5 секунд. Делает медленный выдох, живот сдувается.
Задерживает дыхание на 5 секунд. Выполняется 5 раз подряд.
«Волна». ИП: лежа на полу, ноги
вместе, руки по швам. На вдохе руки поднимаются над головой, касаясь пола, на
выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом
ребенок говорит «Вни-и-и-з». После освоения ребенком этого упражнения
проговаривание отменяется.
«Дерево на ветру». ИП: сидя на полу, скрестив ноги (варианты:
сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх
над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного
сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.
«Ножницы».
И.п. — то же. Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони
смотрят вниз. С вдохом левая рука поднимается вверх, правая опускается вниз. С
выдохом – левая рука вниз, правая вверх. После освоения ребенком этого
упражнения можно его изменить: двигаются не руки от плеча, а только кисти рук.
«Хомячок».
Предложите ребенку пройти несколько шагов (до 10-15), надув щёки, как хомячок,
затем легко хлопнуть себя по щекам – выпустить воздух изо рта и пройти ещё
немного, дыша носом.
«Ныряльщики за жемчугом». Объявляется,
что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто
умеет задерживать дыхание. Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха
и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот,
зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.
«Подуем на…» ИП: ребёнок стоит,
ноги слегка расставлены, руки опущены, делает вдох. Выдох – поворачивает голову
направо и, сделав губы трубочкой, дует на плечо. Голова прямо — вдох носом.
Голову влево – выдох; голова прямо – вдох. Приговариваем
это время:
«Подуем
на плечо,
Подуем на другое,
На
солнце горячо
Пекло
дневной порой».
Ребенок
опускает голову, подбородком касаясь груди, снова делает спокойный выдох,
голова прямо - вдох носом. Поднимает лицо кверху- выдох через губы, сложенные
трубочкой.
Взрослый
приговаривает:
«подуем
на живот,
Как
трубка, станет рот,
Ну,
а теперь – на облака
И
остановимся пока».
-
Дыхание только через одну (левую, затем
правую) ноздрю.
- Сидя с опущенными руками, ребенок делает быстрый вдох, притягивая руки к подмышкам ладонями вверх. Затем, медленно выдыхая, опускает руки вдоль тела ладонями вниз.
- Задержка дыхания. Ребенок делает глубокий вдох и задерживает дыхание так долго, насколько сможет.
Когда все приведенные выше упражнения хорошо освоены, можно
их усложнять за счет введения дополнительных движений (пальчиковые упражнения,
глазодвигательные и т. д.). На заключительном этапе дыхательные упражнения
выполняются стоя.
Дыхательная гимнастика – полезное и
интересное занятие для детей. При помощи игры можно начать развитие органов дыхания
с самого раннего возраста. Начиная с двух лет дети с радостью выполняют
занятия, а для более старшего возраста отличной мотивацией станет улучшение
показателей в спортивных секциях. Развитие дыхательной системы и насыщение
организма кислородом помогут укрепить здоровье ребенка.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 28.02.2024
Дата обновления: 28.02.2024
Дата публикации: 09.02.2024