04.10.2024
Формирование мелкой моторики у детей 3–4 лет с помощью разнообразных дидактических игр на занятиях логопеда.
В России с давних пор было принято с раннего возраста учить ребёнка играть со своими пальчиками. Это были такие игры, как «Ладушки», «Сорока-белобока» и т. п. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику.
В настоящий момент известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ваш малыш, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие.
Мелкая моторика рук это последовательная точность движений, которая нужна для выполнения различных действий от самых простых до самых сложных с мелкими предметами, при которых задействуются кисти и пальцы рук. Мозг и пальцы рук взаимосвязаны. Это связано с тем, что речевой центр и моторный располагаются очень рядом друг с другом. Поэтому при хорошем развитии моторных навыков пальцев рук, речевой центр начинает активизироваться. И это доказывает история онтогенеза человечества, что движения руки напрямую связаны с речевой активностью. Хорошо развитая мелкая моторика рук имеет большое значение для дальнейшего успешного обучения в начальной школе, быстрого усвоения нового учебного материала, понимания его содержания, запоминания стихотворений, умения пересказывать и работать с текстами.
Младшие дошколята, у которых мелкая моторика развита на низком уровне, испытывают проблемы с удержанием в руках каких-либо мелких предметов. Такие дети неловко держат фломастер, вилку, ложку, ручку, у них возникают проблемы при застегивании пуговиц, кнопок, они не могут зашнуровать обувь самостоятельно, застегнуть молнию. Им бывает очень трудно собрать конструктор, пазлы, счетные палочки, нанизывать бусины на шнурок. На занятиях у логопеда, как показывает практика, такие дети отказываются заниматься лепкой и рисованием ,составлением рисунка из пуговиц или камешков, так как из-за не развитой моторики они не успевают за другими ребятами и у них пропадает весь интерес. Из этого можно сделать вывод, что способности изучения окружающего мира дошкольниками оказываются сужены. Такие дети очень часто становятся неуверенными в простых действиях. Конечно же, это очень влияет на эмоциональное состояние ребенка, способствует формированию заниженной самооценки. Поэтому степень развития сложных и четких движений руки у дошкольников становится недостаточным для освоения письма при подготовке к школе, и как следствие затем у ребенка возникают проблемы в обучении.
Ребенок с неразвитой моторикой отстает в психомоторном развитии, появляются проблемы с речью. Следовательно, очень важно специалистам и родителям следить за своевременным формированием у детей мелкой моторики рук. На своих занятиях для развития мелкой моторики использую пальчиковый театр, куклы, сшитые из подручных материалов, своими руками. В текущем году планирую использовать следующие игры:
1. Различные игры на сортировку мелких деталей. Наиболее любимая игра детей «Перебери крупу». Для игры понадобятся три контейнера, один из которых — со смешанными гречкой и фасолью, или другими мелкими предметами. Задача ребенка состоит в том, что ему нужно разделить смесь гречки и фасоли на две части, выполняя задание двумя руками одновременно, в одном контейнере должна оказаться гречка, а в другом фасоль. Можно придумать различные варианты этой игры, например: раскладывать мозаику в маленькие контейнеры по цветам при помощи пинцета.
2. Разнообразные задания с бумагой «Разорви лист по линиям». Бумага любого размера произвольно складывается на части. Задача ребенка состоит в том, чтобы разорвать лист на части руками точно по линии сгиба. Можно поэкспериментировать и нарисовать карандашом на бумаге геометрические фигуры, различные предметы и дать задание ребенку, не применяя ножницы, аккуратно оторвать части бумаги, чтобы целыми остались фигуры. Очень полезными и простыми заданиями по развитию моторики у детей с бумагой являются следующие упражнения. Можно просто попросить ребенка смять лист бумаги, чтобы получился шарик, который затем можно бросить в контейнер с определенного расстояния.
3. «Строитель». Для данной игры подойдут небольшие кубики, колечки от пирамидок. Ребенок должен сложить из маленьких кубиков один большой, либо построить башню, дом, поезд, машину и т. д.
В процессе игры дети, должны повторять движения, которые показывает логопед Это способствует развитию ручной моторики, развивает ловкость, повышает концентрацию внимания, сосредоточенность на определенном виде деятельности. В своей педагогической практике для совершенствования мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста применяю так же массажеры су-джок или по-другому их называют массажные мячики. Они эффективны не только в качестве профилактики простудных заболеваний и укрепления здоровья, но и способствуют развитию ручной моторики. Ежедневные и систематические тренировки по улучшению мелкой моторики у детей дошкольного возраста оказывают хорошее влияние на формирование умственных способностей детей, способствуют развитию речи, а также сохранению здоровья ребенка. Приведенные выше примеры игр и упражнений могут использоваться не только педагогами во время проведения занятий, но и в качестве рекомендаций для родителей для развития своего ребенка в домашних условиях. Дидактические пособия по развитию ручной моторики и пальчиковая гимнастика являются лучшим средством для увеличения словарного запаса ребенка.
учителя-логопеда:
Поваляевой М.И.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 07.10.2024
Дата обновления: 07.10.2024
Дата публикации: 04.10.2024