«Автоматизация звуков в домашних условиях».

19.11.2024


Посещая занятия логопеда, звукопроизношение дошкольника может приобрести характер «кабинетной речи», когда в кабинете логопеда звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Это свидетельствует о том, что процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты выполнения домашних заданий, направленных на автоматизацию поставленных звуков. Детям необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 10-15 минут в день.

       Автоматизировать звук - значит  ввести его в слоги, в слова в предложения, в связную речь.  

         К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении, то есть, когда учитель-логопед этот звук ребенку «поставил». Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.

         Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному и проводится в строгой последовательности:

автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);

автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);

автоматизация звука в предложениях;

автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;

автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;

автоматизация звука в разговорной речи.

       Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи - это выработка нового сложного навыка. И как любой навык он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях, в том числе и при выполнении домашних заданий.

     Предлагаю вам несколько интересных игр, которые можно применять, начиная с этапа автоматизации звука в слове.

«Загадки».

 Для этой игры вам потребуются: 6-7 картинок или игрушек, в названии которых прячется закрепляемый звук. Вместе с ребенком назовите их, выделяя голосом нужный звук. Затем опишите любую из них, ребенок должен догадаться, о чем идет речь и назвать нужную картинку или игрушку. Повторите игру несколько раз. А теперь предложите ребенку роль ведущего. Ваши возможные ошибки наверняка повысят интерес малыша к игре.

«Чего не стало?».Хочу такой сайт

 Можете использовать те же картинки или игрушки. Предложите ребенку еще раз внимательно рассмотреть картинки, назвать их, запомнить и закрыть глаза. В это время уберите одну или две картинки. Ребенок, открыв глаза, должен сказать, чего не стало. Повторите игру несколько раз, меняясь с ребенком ролями.

«Что лишнее?».

 Подберите картинки так, чтобы их можно было сгруппировать по разным признакам (можно использовать картинки из лото, выбрав из них те, в названии которых есть нужный звук). Попросите ребенка найти и назвать лишний предмет и объяснить свой выбор.

       Планируя занятия дома помните, что:

- они должны быть систематическими, так как дети 5 – 7 лет навык формируется в результате постоянного повторения, закрепления желаемого действия; в противном случае автоматизация звука может затянуться на длительное время;

- правильно выбирайте время для занятий – эмоциональные игры нежелательны перед сном, ребёнок не должен быть уставшим, недопустимо отрывать его от любимого занятия;

- старайтесь закончить игру до того, как ребёнок сам попросит , это поможет поддержать его интерес; продолжительность занятия может составлять от 10 до 20 минут;

- ваш ребёнок нуждается в похвале и поддержке, особенно если испытывает какие-то трудности;

- главные помощники в общении с ребёнком – терпение, выдержка, доброжелательность;

- начинать надо с простых, посильных для ребёнка заданий, усложняйте постепенно. Не торопите его, дайте время подумать.

         Введение поставленных звуков в самостоятельную речь ребёнка происходит по нарастающей сложности: от проговаривания звука в слогах, затем в словах, в предложениях и так до произнесения звука в самостоятельной речи. В процессе данной работы главное – это формирование речевого самоконтроля ребёнка за своей речью!

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 20.11.2024

Дата обновления: 20.11.2024

Дата публикации: 19.11.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».