Особенности развития речи детей 5-6 года жизни.

06.06.2019

Речь-инструмент развития высших отделов психики дошкольникаРазвивая речь ребенка, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта. Сила родного языка как фактора, развивающего интеллекты воспитывающего эмоцию и волю, заключена в его природе - в свойстве служить средством связи между человеком и окружающим миром.

Темпы развития речи зависят от совершенства речевых навыков (особенно фактических и грамматических).

Как известно, период наивысшей речевой активности - пятый год жизни. По данным А. Гвоздева, к 5 годам дети овладевают сложной системой грамматики, включая синтаксические и морфологические закономерности, и на интуитивном уровне правильно употребляют слова, которые являются исключением из правил.

Достаточно высок и уровень развития лексики. В речи детей появляются синонимы, антонимы, образные сравнения и противопоставления.

Напримердошкольники правильно употребляют существительные с различными суффиксами (медведица-медвежонок, в их рассказах встречаются удивительно точные оценки предметов и явлений (притолстился, вертучий, начинается использование прилагательных (тяжелый - очень тяжелый, полегче - самый легкий, они начинают обозначать оттенки цветов (сиреневый, сиреневатый)Возрастает и число глаголовдошкольники начинают употреблять синонимы (идет-шагает, вышагивает - плетется). Также в высказываниях детей появляется множество слов, относящиеся к разным частям речи и обозначающим деятельность людей.

По всей видимости, это связано с тем, что период 5-7 лет является возрастомоформления социально - стандартизированной речи.

К пяти годам не все дети овладевают правильным произношением звуков, у одних могут быть задержки в их усвоении, а другое - неправильное оформление (горловое или одноударное р).

Некоторые дети не дифференцируют на слух звуки, а иногда звуки р и л. Причиной неправильного произношения звуков, нечеткой речи, могут быть дефекты в строении речевых органов, недостаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата. Эти дети требуют особого внимания логопеда и воспитателей.

Исследователи детской речи считают, что после пяти лет речевые умения совершенствуются незначительно, а некоторые становятся даже хуже. Психологи объясняют это тем, что в старшем дошкольном возрасте формируется планирующая, регулирующая, практические действия (речь «для себя», речевое овладение собственным поведением). Интеллектуальная функция речи коммуникативное назначение, так как планирование своего поведения, решение мыслительных задач- это составляющая деятельности общения.

К старшей группе речь взрослых по - прежнему остается основным источником речевого развития дошкольников.

Обучая детей звукопроизношению, необходимо четко и правильно артикулировать звуки речи их сочетания; упражнять в модулировании голосом (сила голоса, высота тона, темп речи, тембр, при выражении различных чувств: радости, досады, одобрения, ласки и т. д.

В этом возрасте словарный запас постоянно пополняется т. к. ребенок обогащает свой опыт за счет новых впечатлений и информации. Вместе с тем педагогу необходимо уточнять и активизировать словарь в процессе общения с детьми. Для этого можно использовать специальные дидактические игры и упражнения (вершки - корешки, Что изменилось?

С помощью разнообразных игр дети осваивают и морфологические средства языка. С этой целью необходимо обращать внимание на звучание грамматической формы, звуковое оформление той или иной грамматической категории.Хочу такой сайт

Для совершенствования синтаксической стороны речи важно в процессе обучения создавать такие ситуации, в которых ребенок должен что-то объяснить воспитателю или сверстникам (ошибки в рассказе товарища).

Необходимо учить детей понимать вопросы, и правильно отвечать на них(как бы ты сделал? Как можно помочь).

Характеризуя предметы, дети шестого года жизни называют цвет, размер, и другие отличительные признаки, что способствует появлению в них речи предложений с однородными членами.

В 6- летнем возрасте детей нужно учить дифференцировать наиболее часто смешиваемые звуки: шипящие и свистящие (ш-с, ж-з, ч-ц, щ-сь, звонкие и глухие (в-ф, з-с,ж-ш,б-п) и т. д.

На занятиях нужно использовать специальные игры и упражнения, направленные на формирование звуковой культуры речи.

Для развития речевого дыхания нужно использовать скороговорки. Для этого детям напоминается текст, затем они несколько раз проговаривают его хором в разном темпе.

На занятиях и в повседневной жизни у детей шестого года жизни необходимо совершенствовать диалогическую речь. Диалог - это произвольная контекстная речь, ему надо учить, используя для этого разнообразные игры и упражнения.

Серьезное внимание следует уделять обучению детей рассказыванию: пересказу, описанию предмета, составлению рассказа по картине и картинкам с последовательно развивающимся действием.

Таким образом будет осуществляться целенаправленное приобщение детей к важнейшим сферам человеческой деятельности и культуры.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 13.09.2019

Дата обновления: 13.09.2019

Дата публикации: 06.06.2019

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».