06.06.2019
Речь-инструмент развития высших
отделов психики дошкольника. Развивая речь ребенка,
взрослые одновременно способствуют развитию
его интеллекта. Сила родного языка как фактора, развивающего интеллекты
воспитывающего эмоцию и волю, заключена в его природе - в свойстве служить
средством связи между человеком и окружающим миром.
Темпы развития речи
зависят от совершенства речевых навыков (особенно фактических и
грамматических).
Как известно, период наивысшей
речевой активности - пятый год жизни. По данным А. Гвоздева, к 5 годам дети
овладевают сложной системой грамматики, включая синтаксические и
морфологические закономерности, и на интуитивном уровне правильно употребляют
слова, которые являются исключением из правил.
Достаточно
высок и уровень развития
лексики. В речи детей появляются синонимы, антонимы, образные
сравнения и противопоставления.
Например: дошкольники правильно
употребляют существительные с различными суффиксами (медведица-медвежонок, в их
рассказах встречаются удивительно точные оценки предметов и явлений
(притолстился, вертучий, начинается использование прилагательных (тяжелый -
очень тяжелый, полегче - самый легкий, они начинают обозначать оттенки
цветов (сиреневый, сиреневатый). Возрастает и число глаголов, дошкольники начинают
употреблять синонимы (идет-шагает, вышагивает -
плетется). Также в высказываниях детей появляется множество слов,
относящиеся к разным частям речи и обозначающим деятельность людей.
По всей
видимости, это связано с тем, что период 5-7 лет является возрастомоформления
социально - стандартизированной речи.
К пяти
годам не все дети овладевают правильным произношением звуков, у одних могут
быть задержки в их усвоении, а другое - неправильное оформление (горловое или одноударное р).
Некоторые дети не
дифференцируют на слух звуки, а иногда звуки р и л. Причиной неправильного
произношения звуков, нечеткой речи, могут быть дефекты в строении речевых
органов, недостаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата. Эти дети требуют
особого внимания логопеда и воспитателей.
Исследователи
детской речи считают, что после пяти лет речевые умения совершенствуются
незначительно, а некоторые становятся даже хуже. Психологи объясняют это тем,
что в старшем дошкольном
возрасте формируется планирующая, регулирующая,
практические действия (речь «для себя», речевое
овладение собственным поведением). Интеллектуальная функция речи
коммуникативное назначение, так как планирование своего поведения, решение
мыслительных задач- это составляющая деятельности общения.
К
старшей группе речь взрослых по - прежнему остается основным источником
речевого развития
дошкольников.
Обучая
детей звукопроизношению, необходимо четко и правильно артикулировать звуки речи
их сочетания; упражнять в модулировании голосом (сила голоса, высота тона, темп
речи, тембр, при выражении различных чувств: радости,
досады, одобрения, ласки и т. д.
В
этом возрасте словарный
запас постоянно пополняется т. к. ребенок обогащает свой опыт за счет новых
впечатлений и информации. Вместе с тем педагогу необходимо уточнять и
активизировать словарь в процессе общения с детьми. Для
этого можно использовать специальные дидактические игры и упражнения (вершки -
корешки, Что изменилось?
С помощью разнообразных игр
дети осваивают и морфологические средства языка. С этой целью необходимо
обращать внимание на звучание грамматической формы, звуковое оформление той или
иной грамматической категории.
Для
совершенствования синтаксической стороны речи важно в процессе обучения
создавать такие ситуации, в которых ребенок должен что-то объяснить воспитателю
или сверстникам (ошибки в рассказе товарища).
Необходимо
учить детей понимать вопросы, и правильно отвечать на них: (как бы ты сделал? Как можно
помочь).
Характеризуя предметы, дети
шестого года жизни называют цвет, размер, и другие отличительные признаки, что
способствует появлению в них речи предложений с однородными членами.
В 6-
летнем возрасте детей
нужно учить дифференцировать наиболее часто смешиваемые звуки: шипящие и свистящие (ш-с, ж-з, ч-ц, щ-сь,
звонкие и глухие (в-ф, з-с,ж-ш,б-п) и т. д.
На занятиях нужно использовать
специальные игры и упражнения, направленные на формирование звуковой культуры
речи.
Для развития речевого
дыхания нужно использовать скороговорки. Для этого детям напоминается текст,
затем они несколько раз проговаривают его хором в разном темпе.
На занятиях и в повседневной
жизни у детей шестого года жизни необходимо совершенствовать диалогическую
речь. Диалог - это произвольная контекстная речь, ему надо учить, используя для
этого разнообразные игры и упражнения.
Серьезное
внимание следует уделять обучению детей рассказыванию:
пересказу, описанию предмета, составлению рассказа по картине и картинкам с
последовательно развивающимся
действием.
Таким образом будет осуществляться
целенаправленное приобщение детей к важнейшим сферам человеческой деятельности
и культуры.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 13.09.2019
Дата обновления: 13.09.2019
Дата публикации: 06.06.2019