17.08.2019
Что же собой представляет такое явление,
как языковая интуиция? В повседневной жизни под интуицией мы, как правило,
понимаем не в полной мере осознаваемые, смутные чувства, на которые иногда
опираемся при принятии определенных решений, доверяясь своему подсознанию.
Однако этот феномен имеет научную основу. М.И. Еникеев утверждает, что интуиция
обеспечивает запрос нашего сознания на определенный комплексный блок ранее
полученной информации, процессы мгновенных озарений, комплексный охват
проблемной ситуации, способность к смысловой догадке на основе спонтанного
обобщения предшествующего опыта.
Иными словами, доверяя интуиции в
затруднительных ситуациях, человек неосознанно опирается на уже имеющийся
жизненный опыт, потому как интуитивные процессы совершаются очень быстро и не
перегружают лишней работой наше сознание.
Языковая интуиция, или чутье языка, -
понятие достаточно распространенное и используемое в повседневной жизни.
Обращение к вопросу о развитии языковой
интуиции у детей дошкольного возраста объясняется тем, что ребенок осваивает
языковую деятельность не только подражательным способом, но и
экспериментальным, развивая свое языковое чутье в творчестве, в языковых играх.
Речевой материал таких игр намеренно
насыщен разнообразными неточностями и ошибками, что вызывает у играющих реакцию
на неправильность или необычность речевого стимула и необходимость актуализации
имеющихся знаний.
Подход к языковым играм, как развивающим
играм с проблемными речевыми ситуациями открывает возможности для их
дальнейшего обогащения и систематизации. В своей работе я использую
разработанную и апробированную методику развития языковой интуиции с помощью
развивающих игр, включающих проблемные речевые ситуации (Н.В. Миккоева).
Проблемная ситуация позволяет сделать
игру более динамичной и эмоционально – окрашенной по сравнению с традиционными
играми с правилами. Более того, играя в подобные игры, ребенок никогда не догадывается,
что я пытаюсь его чему–то научить, напротив он с удовольствием меня поправляет.
Этот замечательный путь постижения языковых явлений можно назвать методом «от
обратного».
Согласно требований Федерального
государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) к структуре основной общеобразовательной
программы дошкольного образования, одним из основных принципов дошкольного
образования является принцип «формирования познавательных интересов и познавательных
действий ребенка», прежде всего, в форме игры, а также в различных видах познавательной
деятельности. В связи с этим я использую на своих занятиях развивающие игры,
позволяющие совмещать в себе элементы познавательной и исследовательской
деятельности. В этих играх допускаются намеренные нарушения языковой нормы в
смысловом и грамматическом плане, элементы недосказанности, подмена фактуальных
единиц.
Помимо развития языковой интуиции,
предлагаемые игры воздействуют на другие стороны речевого и психического
развития детей: на активизацию словарного запаса, тренировку в выборе нужного
речевого варианта, а так же сообразительности и ассоциативного мышления.
Для примера:
Игра № 1 «Угадай, чьи звуки!»
Цель:
определить уровень развития языковой интуиции на речевом материале (на уровне
звука).
Материал:
рассказ «Кто разбудил Машеньку?»
Ход
обследования: учитель-логопед читает рассказ, затем произносит определенные
звуки и просит ребенка вспомнить, кто в рассказе такие звуки издавал.
Дополнительно он просит ребенка припомнить, как звали девочку и кошку.
Холодно
и голодно волкам в лесу зимой. Однажды ночью один волк подобрался близко к дому
в деревне, где есть куры и кролики. Дальше ему идти стало боязно – дом охраняет
злая собака. Сел голодный волк на полянке и завыл: «Уууу!». Сторожевая собака
услыхала вой и сердито зарычала: «Ррррр!». Кошка Манька прыг на окошко и как
зашипит: «Шшшш!». А тут и Машенька в люлечке проснулась и заплакала: «Ааааа!».
Инструкция:
«Послушай внимательно рассказ, который называется «Кто разбудил Машеньку?».
(Чтение). Сейчас я буду произносить разные звуки по очереди. Твоя задача
вспомнить и сказать, кто какие звуки издавал. 1. Уууу. 2. Рррр. 3. Шшшш. 4.
Ааааа. «Теперь скажи, пожалуйста, как звали кошку? А звали девочку?»
Примечание.
В целях диагностики языковой интуиции, понимаемой как непроизвольный интерес по
отношению к неясности или новизне речевого стимула, дополнительные наводящие и
уточняющие вопросы взрослого в предлагаемом задании не задаются.
Интерпретация
результатов (в баллах):
0
– неверное соотнесение большинства звуков.
0,25
– одно правильное соотнесение.
0,5
– два правильных соотнесения.
0,75
– три, а также четыре соотнесения в ситуации сомнения, когда имя девочки и
кличка кошки либо не называются, либо называются другие.
1
– соотнесение всех четырех звуков с персонажами рассказа, называние имени
девочки и клички кошки.
Итого: максимальное количество – 1 балл.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 13.09.2019
Дата обновления: 13.09.2019
Дата публикации: 17.08.2019