30.10.2019
Послушаем звуки!
Цель: развитие
слухового внимания; восприятие на слух звуков природы, голосов животных и птиц.
Ход игры:
Игра проводится на прогулке. Гуляя на детской площадке или в парке, обращайте
внимание малыша на звуки природы – шум ветра и дождя, шелест листьев, журчание
воды, грохотание грома во время грозы и др. Также обращайте внимание ребенка на
звуки, которые издают животные и птицы, живущие в городе, – собаки и
кошки, вороны, голуби, воробьи, утки.
После того, как ребенок научится хорошо различать
эти звуки с опорой на зрение (слышит и видит одновременно), предложите
определить источник звука с закрытыми глазами (только на слух):
– Закрой глаза. Сейчас я открою окошко, а ты
постарайся определить на слух, какая погода на улице.
– Закрой глаза и постарайся угадать, какие
птички прилетели к нашей кормушке.
На прогулке в лесу обратите внимание ребенка на
разнообразные звуки – шум ветвей деревьев, звук от падения шишек, стук дятла,
скрип старых деревьев, топот ежика в траве и др.
Кто кричит?
Цель: развитие
слухового внимания; восприятие на слух криков животных и птиц.
Ход игры:
Игра проводится летом на даче или в гостях в деревне. Вместе с ребенком
познакомьтесь с домашними животными и птицами, научите ребенка различать
издаваемые ими звуки и соотносить звук с конкретным животным (лошадь, корова,
коза, свинья) или птицей (утка, гусь, курица, петух, цыпленок, индюк). Усложняя
задачу, предложите ребенку определить, кто кричит, с закрытыми глазами (или не
выходя из дома).
– Давай посидим во дворе. Закрой
глаза и постарайся угадать, кто там кричит. Конечно, это петух прокукарекал!
Молодец, угадал. А теперь? Да, это хрюкает свинья.
Звуки дома
Цель: развитие
слухового внимания; восприятие на слух звуков, которые издают различные
предметы обихода.
Ход игры:
Находясь в квартире, прислушайтесь вместе с ребенком к звукам дома – тиканью
часов, звону посуды, скрипу двери, шуму воды в трубах, бульканью супа и шипению
котлетки на сковороде, к звукам, которые издают различные бытовые приборы
(жужжание пылесоса, шипение закипающего чайника, гудение компьютера и пр.).
Лучше проводить такую работу, организуя различные игры:
«Найди, что тикает (звенит,
жужжит и т. д.)!» или соревнование:
«Кто больше звуков услышит?»
В последующем можно усложнить задачу, предлагая
ребенку определить источник звука с закрытыми глазами.
Постучим, погремим!
Цель: развитие
слухового внимания, восприятие на слух звуков, которые издают различные
предметы.
Оборудование:
различные предметы – бумага, полиэтиленовый пакет, ложки, палочки и др.
Ход игры:
Игра проводится в квартире. Познакомьте ребенка с разнообразными звуками,
которые получаются при манипуляции с предметами: постучите деревянным
молоточком, помните или порвите лист бумаги, пошелестите газетой, пошуршите
пакетиком, ударьте деревянными или металлическими ложками друг о друга,
проведите палочкой по батарее, уроните карандаш на пол и т. п.
После того, как ребенок научится внимательно слушать
звуки предметов, предложите послушать с закрытыми глазами и угадать, какой
предмет звучал. Можно производить звук за ширмой или за спиной у ребенка, а тот
слушает и затем показывает предмет – источник звука. Поначалу взрослый и
ребенок договариваются, какие предметы будут использованы в игре, в дальнейшем
можно использовать любые предметы в комнате – манипулировать ими, издавая
звуки. В этой игре полезно время от времени меняться ролями.
Найди такую же коробочку
Цель: развитие
слухового внимания; восприятие на слух звуков, которые издают различные сыпучие
материалы.
Оборудование:
непрозрачные коробочки или баночки с различными крупами.
Ход игры:
Насыпьте в небольшие коробочки разные крупы – горох, гречневую и манную крупы,
рис. В качестве коробочек удобно использовать непрозрачные контейнеры от
«киндер-сюрприза», коробочек с
одинаковой крупой должно быть по две. Помимо круп можно использовать соль,
макароны, бусинки, камушки и другие материалы, главное – чтобы издаваемый ими
звук отличался от остальных. Чтобы звук в парных коробочках не различался,
необходимо насыпать одинаковое количество сыпучего материала.
Один набор коробочек положите перед ребенком, другой
оставьте себе. Потрясите одной из коробочек, привлекая внимание ребенка к
звучанию. Предложите ребенку найти среди его коробочек ту, которая издает такой
же звук. Количество пар коробочек увеличивайте постепенно.
Погремушки
Цель: развитие
слухового внимания, восприятие на слух звуков, которые издают
различные звучащие игрушки.
Оборудование:
звучащие игрушки – погремушки, свистульки, пищалки, колокольчики, трещотки и
др.
Ход игры:
Подберите набор разнообразных звучащих игрушек. Вместе с ребенком извлекайте из
них звуки, пока малыш не научится четко дифференцировать их на слух. После
этого можно организовать игру «Узнай по звуку»: спрячьте игрушки за ширму,
пусть ребенок послушает издаваемые звуки и угадает, какая игрушка звучала
(можно производить звуки за спиной у ребенка). В этой игре можно поменяться с
ребенком ролями: он играет, а вы угадывайте игрушки и называйте их.
Мишка и зайчик
Цель: развитие
слухового внимания; восприятие и дифференциация на слух различного темпа
звучания одного музыкального инструмента.
Оборудование:
барабан или бубен.
Ход игры:
В этой игре можно научить ребенка определять темп звучания музыкального
инструмента (быстрый или медленный) и выполнять определенные действия в
зависимости от темпа.
– Давай поиграем! Мишка ходит
медленно – вот так, а зайчик прыгает быстро – вот как! Когда я стучу в барабан
медленно – ходи как мишка, когда стучу быстро – бегай (прыгай)
быстро, как зайчик!
Повторите игру, меняя темп звучания барабана –
медленный, быстрый – несколько раз. Можно предложить ребенку попробовать
постучать в барабан в разном темпе (темпы значительно различаются), а после
этого поменяться в игре ролями.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 10.11.2019
Дата обновления: 10.11.2019
Дата публикации: 30.10.2019